Основные требования к Стандарту качества банковской деятельности
На основе вышеизложенного подхода Стандарт качества банковской деятельности должен содержать следующие составляющие процесса:
Наименование составляющей процесса |
Виды требований, относящиеся к составляющей Процесса |
1. Продуктовая | <>Требования к продуктам (их качественным и количественным характеристикам), клиентам, стратегии развития банка (клиенты-продукты-конкуренты) |
2. Технологическая | Требования к технологии производства продуктов, процессам управления производством, процессам обеспечения деятельности, требования к качеству формализованного описания процесса (степень подробности, точность, охват, полнота, логическая корректность) и его частей. |
3. Организационная | Требования к оргструктуре (подразделения, коллегиальные органы управления), наличию и распределению между подразделениями функций (видов деятельности), распределению обязанностей и ответственности между менеджментом банка и коллегиальными органами управления. |
4. Управленческая | Требования к управленческим
(регламентирующим действия) документам
(политики, планы, инструкции, методики), Требования к организации исполнения функций менеджмента: к организации планирования и внесению изменений в планы; к организации и осуществлению контроля хода реализации процессов (идентификации контрольных точек, способов, периодичности, субъектов контроля, фиксированию инцидентов и измерению отклонений); к организации и осуществлению контроля качества продуктов (услуг); к организации и осуществлению внутреннего контроля (аудита); к организации и осуществлению контроля эффективности (управление себестоимостью) процессов; к организации и управлению внешними и внутренними рисками в части надежности (безопасности, устойчивости, реакции на отклонения по результатам контроля) реализации процессов; к организации и осуществлению процедур принятия управленческих решений (распределение прав и полномочий, в т.ч. – лимитов на сделки, сценариев (альтернатив) принятия решений); к организации и функционированию механизма управления изменениями (инновации, адаптация к изменениям внешней среды). |
5. Информационная | Требования к составу, качеству, источникам, способам обработки и хранения информации, требования к организации и управлению информационными потоками |
6. Программно-техническая | Требования к средствам обработки, доставки, хранения управленческой информации (программному обеспечению и техническим средствам) |
7. Кадровая | Требования к персоналу ? участникам
процесса (определение ролей), обучению и
мотивации этих сотрудников |
8. Имущественно-техническая | Требования к количественным и качественным характеристикам используемого оборудования, техники, транспорта, зданий и сооружений и т.п. |
9. Клиентская (раскрытие информации о процессе и его результатах) | Требования к обеспечению прозрачности процесса для клиентов и других заинтересованных сторон |
Требования по
основным составляющим процесса определяются для
6 уровней зрелости процесса
Требования Стандарта качества банковской деятельности по любой составляющей процесса, заданные для более низкого уровня зрелости, должны выполняться на более высоком уровне зрелости, если иное не предусмотрено в стандарте.
(Стандарт качества организации внутреннего контроля в банках, Ассоциация Российских Банков п.3)
Процессный подход к управлению банком
Методика
оценки качества деятельности банка на основе
Стандарта качества банковской деятельности
АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510