Уровни зрелости процесса
Требования по
основным составляющим процесса определяются для
6 уровней зрелости процесса
Наименование уровня зрелости процесса | Характеристики процесса, соответствующие определенному уровню зрелости |
«Нулевой» (уровень 1) | Осознание проблем управления рассматриваемой деятельностью отсутствует. Описание процессов отсутствует. |
«Начальный» (уровень
2) |
Имеется наличие документально
зафиксированных свидетельств осознания
организацией проблем управления
рассматриваемой деятельности. Однако
используемые процессы управления определенной
деятельностью не стандартизованы, применяются
эпизодически и бессистемно. Общий подход к
управлению рассматриваемой деятельностью не
выработан. |
«Повторяемый» (уровень 3) |
Процессы проработаны до уровня, когда их выполнение обеспечивается различными людьми, решающими одну и ту же задачу. Однако отсутствуют регулярное обучение и тренировки по стандартным процедурам, а ответственность возложена на исполнителя. Руководство организации в значительной степени полагается на знания исполнителей, что влечет за собой высокую вероятность возможных ошибок. |
«Определенный» (уровень 4) |
Процессы стандартизированы, документированы и доведены до персонала посредством обучения. Однако порядок использования данных процессов оставлен на усмотрение самого персонала. Это определяет вероятность отклонений от стандартных процедур, которые могут быть не выявлены. Применяемые процедуры не оптимальны и недостаточно современны, но являются отражением практики, используемой в организации. |
«Управляемый» уровень 5) |
Обеспечиваются мониторинг и оценка соответствия используемых в организации процессов. При выявлении низкой эффективности реализуемых процессов управления рассматриваемой деятельностью обеспечивается их оптимизация. Процессы управления деятельностью находятся в стадии непрерывного совершенствования и основываются на хорошей практике. Средства автоматизации управления деятельностью используются частично и в ограниченном объеме. |
«Оптимизированный»
(уровень 6) |
Процессы управления рассматриваемой деятельностью проработаны до уровня лучшей практики, основанной на результатах непрерывного совершенствования и сравнения уровня зрелости относительно других организаций. Организация способна к быстрой адаптации процессов при изменениях в окружении и бизнесе. |
Данная модель зрелости процесса позволяет определить текущее состояние организации определенной деятельности, выбрать приемлемый для организации уровень зрелости процесса и определить ключевые действия, которые надо сделать для достижения требуемого качества деятельности.
Требования Стандарта качества банковской деятельности по любой составляющей процесса, заданные для более низкого уровня зрелости, должны выполняться на более высоком уровне зрелости, если иное не предусмотрено в стандарте.
(Стандарт качества организации внутреннего контроля в банках, Ассоциация Российских Банков п.3)
АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510