ОТМЕНЕНО Приказом Минфина РФ от 15.03.2000 № 26н.
Письмо Минфина РФ от 6 октября 1992 г. N 94
"Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и
на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными
заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на
себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения"
(с изменениями от 29 апреля 1994 г., 19 октября 1995 г.)
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992
г. N 552 "Об утверждении Положения о составе затрат по производству и
реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции
(работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов,
учитываемых при налогообложении прибыли" * Министерству финансов
Российской Федерации поручено разработать и утвердить нормы и нормативы
на представительские расходы, расходы на рекламу, а также на подготовку и
переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями,
регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции
(работ, услуг), и порядок их применения.
Во исполнение указанного постановления Министерство финансов
Российской Федерации сообщает следующее.
1. Представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью
- это затраты предприятия по приему и обслуживанию представителей других
предприятий, организаций и учреждений (включая иностранных), прибывших
для переговоров с целью установления и поддержания взаимовыгодного
сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание совета
(правления) предприятия и ревизионной комиссии.
К представительским расходам относятся затраты, связанные с
проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного
мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением,
посещением культурно-зрелищных мероприятий, буфетным обслуживанием во
время переговоров и мероприятий культурной программы, оплатой услуг
переводчиков, не состоящих в штате предприятия.
Указанные расходы включаются в себестоимость продукции (работ,
услуг) в пределах, утвержденным советом (правлением) смет предприятия на
отчетный год. Общая сумма расходов по смете и фактические расходы,
относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), не должны превышать
предельных размеров, исчисляемых по нормативам, приведенным в приложении
N 1 к настоящему письму.
Включение представительских расходов в себестоимость продукции
(работ, услуг) разрешается только при наличии оправдательных первичных
документов, в которых должны быть указаны дата и место, программа
проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица, участники со
стороны предприятия, величина расходов. Предприятиям рекомендуется
определить конкретный порядок расходования средств на представительство,
их документального оформления и контроля, включая установление круга лиц,
имеющих отношение к этой стороне деятельности предприятия.
2. Расходы на рекламу - это расходы предприятия по целенаправленному
информационному воздействию на потребителя для продвижения продукции
(работ, услуг) на рынках сбыта.
К расходам предприятия на рекламу относятся расходы на разработку и
издание рекламных изделий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов,
брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем и т.п.); на
разработку и изготовление эскизов этикеток, образцов оригинальных и
фирменных пакетов, упаковки, приобретение и изготовление рекламных
сувениров и т.д.; на рекламные мероприятия через средства массовой
информации (объявления в печати, передачи по радио и телевидению); на
световую и иную наружную рекламу; на приобретение, изготовление,
копирование, дублирование и демонстрацию рекламных кино-, видео-,
диафильмов и т.п.; на изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов,
указателей и др.; на хранение и экспедирование рекламных материалов; на
оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов; на уценку товаров,
полностью или частично потерявших свое первоначальное качество при
экспонировании в витринах; на проведение иных рекламных мероприятий,
связанных предпринимательской деятельностью.
Общая величина расходов на рекламу, относимых на себестоимость
продукции (работ, услуг) не должна превышать предельных размеров,
исчисляемых по нормативам, приведенным в приложении N 2 к настоящему
письму.
3. К расходам на подготовку и переподготовку кадров на договорной
основе с учебными заведениями относятся затраты, связанные с оплатой
предприятиями в соответствии с договором за предоставленные учебными
заведениями в процессе подготовки специалистов услуг, не предусмотренных
утвержденными учебными программами; за обучение кадров, не прошедших
конкурсных экзаменов и принятых на обучение по договору; за
переподготовку и повышение квалификации кадров.
Вышеуказанные затраты подлежат включению в себестоимость продукции
(работ, услуг) при условии заключения договоров с государственными и
негосударственными профессиональными образовательными учреждениями,
получившими государственную аккредитацию (имеющими соответствующую
лицензию), а также зарубежными образовательными учреждениями.
При заключении договоров с профессиональными образовательными
учреждениями на предоставление услуг предприятию по подготовке,
пререподготовке и повышению квалификации кадров следует иметь ввиду, что
общая величина расходов, относимых на себестоимость продукции (работ,
услуг), не может превышать двух процентов расходов на оплату труда
работников, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).
5. В бухгалтерском учете представительские расходы и плата за
обучение на основе договоров с учебными заведениями (в части, относящейся
к отчетному периоду) отражаются по дебету счета 26 "Общехозяйственные
расходы", а расходы на рекламу - по дебету счета 43 "Коммерческие
расходы" в корреспонденции со счетами учета производимых расходов (10
"Материалы", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 70 "Расчеты с
персоналом предприятия по оплате труда", 71 "Расчеты с подотчетными
лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др.).
Суммы произведенных представительских расходов, расходов на рекламу
и подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров включаются в
себестоимость продукции (работ, услуг) без налога на добавленную
стоимость и специального налога.
6. В соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 5 августа 1992 г. N 552 установленные настоящим письмом
нормы и нормативы вводятся в действие с 1 июля 1992 г.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации С.В.Горбачев
Заместитель начальника Управления
методологии бухгалтерского учета и отчетности А.С.Бакаев
----------------
* Сообщено финансовым органам письмом Минфина России от 25 августа
1992 г. N 80
Приложение 1
к письму Минфина РФ
от 6 октября 1992 г. N 94
Нормативы для исчисления предельных размеров
представительских расходов в год
-------------------------------------------------------------------------
Объем выручки от реализации продукции Предельные размеры представите-
(работ, услуг) или иной показатель, ис- льских расходов, принимаемых
пользуемый при определении финансового при налогообложении прибыли
результата, в год (включая налог на до-
бавленную стоимость и специальный налог)
-------------------------------------------------------------------------
до 2 млрд. руб. включительно 0.5 процента от объема
от 2 млрд. руб. до 50 млрд. руб. 10 млн. руб. + 0.1 процента
включительно с объема, превышающего 2 млрд.
руб.
свыше 50 млрд. руб. 58 млн. руб. + 0.02 процента
с объема, превышающего 50
млрд. руб.
Приложение 2
к письму Минфина РФ
от 6 октября 1992 г. N 94
Нормативы для исчисления предельных размеров
расходов на рекламу в год
-------------------------------------------------------------------------
Объем выручки от реализации продукции Предельные размеры расходов на
(работ, услуг) или иной показатель, ис- рекламу, принимаемых при нало-
пользуемый при определении финансового гообложении прибыли
результата, в год (включая налог на до-
бавленную стоимость и специальный налог)
-------------------------------------------------------------------------
до 2 млрд. руб. включительно 2 процента от объема
от 2 млрд. руб. до 50 млрд. руб. 40 млн. руб. + 1.0 процента с
включительно объема, превышающего 2 млрд.
руб.
528 млн. руб. + 0.5 процента с
свыше 50 млрд. руб. объема, превышающего 50 млрд.
руб.
Примечание: Организации, осуществляющие свою деятельность в сфере
предоставления туристских услуг, увеличивают исчисленную предельную сумму
расходов на рекламу в 3 раза.
АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510