Примерный перечень вопросов
по проверке технического, программного и информационного обеспечения банковского обслуживания клиентов с использованием банкоматов
(63 вопроса)

№ п/п Вопросы проверки Состояние Формулировка мотивированного суждения
да нет
1 2 3 4 5
I. Организация и управление
1.

Имеется ли программа информационного обеспечения банковского обслуживания клиентов с использованием банкоматов и если да, то:

- утверждена ли она руководителем кредитной организации,
- включает ли мероприятия, предусматривающие поддержание непрерывности функционирования информационного обеспечения и его безопасности

. . .
2. Разработана ли схема, отражающая структуру, информационное взаимодействие филиалов, внутренних структурных и иных подразделений кредитной организации, задействованных в банковском обслуживании клиентов с использованием банкоматов . . .
3. Отражает ли организационная структура четкое разделение функций между подразделениями кредитной организации.
Выполняются ли эти функции в полном объеме при получении информации, ее проверке и обработке в рамках банковского обслуживания клиентов с использованием банкоматов различными работниками ( * )
. . .
4. Имеются ли регламенты, устанавливающие:

- на случай непредвиденных обстоятельств:

порядок подготовки запросов,
проверки, передачи и согласования информации;

- обеспечения:

безопасности данных,
физической безопасности банкоматов, вычислительной техники и иного оборудования

при осуществлении банковского обслуживания клиентов с использованием банкоматов

. . .
5.

Обязан ли исполнительный орган кредитной организации регулярно анализировать информацию, характеризующую:

- банковское обслуживание клиентов с использованием банкоматов, в том числе:

объем операций с использованием банковских карт;
клиентскую базу;

- состояние организационного, кадрового, информационного и технического обеспечения

. . .
II.   Материально-техническое и программно-информационное обеспечение.
Обеспечение безопасности
6. Имеются ли положения об информационных подразделениях кредитной организации, занимающихся вопросами обеспечения банковского обслуживания клиентов с использованием банкоматов и информационной безопасности в этой области . . .
7. Имеются ли должностные инструкции работников указанных в предыдущем пункте  информационных подразделений . . .
8. Имеются ли правила и распоряжения, определяющие порядок эксплуатации работниками кредитной организации вычислительной техники и автоматизированных банковских систем (АБС), задействованных в банковском обслуживании клиентов с использованием банкоматов . . .
9. Формализован ли порядок действий информационных подразделений и подразделений информационной безопасности в случаях отказа вычислительной техники и/или сбоя в работе АБС, задействованных в банковском обслуживании клиентов с использованием банкоматов . . .
10. Разработаны ли правила доступа работников информационных подразделений  к информационным ресурсам вычислительной сети и электронным базам данных кредитной организации, связанным с банковским обслуживанием клиентов с использованием банкоматов . . .
11. Соблюдаются ли правила доступа работников к указанным информационным ресурсам ( * ) . . .
12. Обеспечивается ли конфиденциальность кодов и паролей, применяемых при доступе работников к указанным информационным ресурсам . . .
13. Разработан ли порядок архивирования и/или резервного копирования электронной информации, относящейся к банковскому обслуживанию клиентов с использованием банкоматов . . .
14. Ведется ли в электронном виде или на бумажных носителях учет операций архивирования и/или резервного копирования электронной информации, относящейся к банковскому обслуживанию клиентов с использованием банкоматов . . .
15. Имеются ли администраторы информационной безопасности в информационных подразделениях кредитной организации, связанных с банковским обслуживанием клиентов с использованием банкоматов . . .
16. Разработан ли комплекс мероприятий по защите средств обработки информации и электронных баз данных от несанкционированного доступа . . .
17. Установлены ли на автоматизированных рабочих местах работников, задействованных в системе банковского обслуживания клиентов с использованием банкоматов, средства антивирусной защиты ( * ) . . .
18. Поддерживается ли путем обновления актуальное состояние средств антивирусной защиты на автоматизированных рабочих местах  указанных работников ( * ) . . .
19. Разработаны ли процедуры ограничения доступа в служебные помещения, предназначенные для обработки и хранения электронной информации (в расчетный центр, серверную), связанной с банковским обслуживанием клиентов с использованием банкоматов ( * ) . . .
20. Имеются ли в службе информационной безопасности средства контроля целостности программного обеспечения, установленного на автоматизированных рабочих местах указанных работников . . .
21. Существуют ли порядок и график проверки автомтизированных рабочих мест   указанных работников на предмет контроля за состоянием программного обеспечения и удовлетворения требованиям информационной безопасности . . .
22. Разработан ли порядок проведения регламентных и внеплановых работ по:

- обслуживанию банкоматов, вычислительной техники и иного оборудования,
- проверки и обновления программного обеспечения

. . .
23. Формализована ли процедура принятия решений о модернизации и замене банкоматов, вычислительного и иного оборудования, а также программных средств . . .
24. Предусмотрено ли проведение технических перерывов, связанных с:

-  введением в эксплуатацию/заменой банкоматов, вычислительной техники и иного оборудования,
- обновления программного обеспечения

. . .
25. Имеются ли в наличии договоры с поставщиками и/или разработчиками банкоматов, вычислительной техники и иного оборудования, а также программных средств на их разработку, поставку, наладку и обслуживание (сопровождение) . . .
26. Разрабатываются ли проектно-технические задания в процессе модернизации и/или замены банкоматов, вычислительной техники и иного оборудования . . .
27. Имеются ли в наличии сертификаты и/или лицензии, подтверждающие, что используемые кредитной организацией банкоматы, вычислительная техника и иное оборудование, а также программные средства удовлетворяют государственным и иным стандартам, в частности, стандартам безопасности . . .
28. Подтвердила ли выборочная проверка на основании данных аналитического учета наличие банкоматов, вычислительной техники и иного оборудования, а также программных средств обработки, хранения и защиты информации, которые применяются для обеспечения банковского обслуживания клиентов с использованием банкоматов ( * ) . . .
29. Находится ли проверенное оборудование в работоспособном состоянии ( * ) . . .
30. Удовлетворяют ли проверенные банкоматы и вычислительная техника общим требованиям информационной безопасности, определенным внутренним документом кредитной организации (имеется ли защита от несанкционированного доступа, антивирусная защита) ( * ) . . .
31. Разрешен ли доступ в рабочую область передачи и обработки электронной информации только работникам кредитной организации, имеющим на это право, и осуществляется ли контроль за пребыванием этих работников в установленный для них период времени (например, на основе разрешений руководителей) ( * ) . . .
32. Запрещен ли доступ к оформлению документов в процессе эксплуатации банкоматов вычислительной техники и программного обеспечения работникам иных  подразделений  кредитной организации . . .
33. Имеются ли формализованные процедуры, исключающие доступ работников кредитной организации, не указанных в регламентах и распоряжениях, к банкоматам, вычислительной технике, программному обеспечению, электронным базам данных и так далее, а также к информации о паролях (кодах) ( * ) . . .
34. Имеют ли банкоматы и вычислительная техника средства защиты: физические и/или программные замки для исключения доступа работников, не имеющих на это полномочий . . .
35. Скрыты ли тексты паролей (кодов) при их вводе ( * ) . . .
36. Часто ли меняются пароли для работников, обеспечивающих получение,  ввод и обработку информации (операторов), и, если это так, меняются ли они с периодичностью, позволяющей обеспечить информационную защиту от несанкционированного доступа . . .
37. Требуется ли специальное разрешение для получения доступа к оборудованию (терминалам) в нерабочее время ( * ) . . .
38. Разграничены ли пароли на разрешение доступа к различным видам операций (таким, как ввод, пересылка, корректировка информации и т.п.) и к различным файлам электронной базы данных ( * ) . . .
39. Какие виды соединений банкоматов с расчетным центром использует кредитная организация:

- выделенный канал связи (арендуемый, или приобретенный),
-  модемное соединение по коммутируемым линиям,
- Интернет                                                                                                        ( * )

. . .
40. Имеется ли в наличии и выполняется ли регламент сетевого обмена ( * ) . . .
41. Имеется ли в наличии и выполняется регламент межсетевого взаимодействия ( * ) . . .
42. Имеется ли возможность сетевого доступа к ресурсам банкоматов пользователей, не определенных технологическим процессом, в том числе с правами администрирования ( * ) . . .
43. Осуществляются ли взаимодействие программного обеспечения банкоматов с автоматизированной банковской системой (АБС) на «уровне приложений» (семиуровневой модели OSI) и применяемые меры защиты АБС ( * ) . . .
44. Имеется ли в наличии и выполняется ли регламент вывода из эксплуатации средств вычислительной техники (дисков, носителей резервной информации) ( * ) . . .
45. Осуществляются ли защитные меры, применяемые при использовании кредитной организацией информационных услуг сторонних организаций (по системе аутсорсинга) ( * ) . . .
46. Поддерживает ли кредитная организация запасные системы на случай таких событий, как:

- неисправности вычислительной техники, иного оборудования,
- сбои на линии связи

. . .
47. Осуществляется ли проверка указанных запасных систем работниками кредитной организации . . .
48. Требуется ли специальное разрешение для использования запасных систем . . .
49. Разработаны ли планы действий   на:

- случай полного отказа вычислительной техники, иного оборудования и линий связи,
- на случай непредвиденных обстоятельств

и предусматривают ли они, как минимум, восстановление нормального функционирование к началу процесса обработки информации на следующий день

. . .
50. Анализируются ли регулярно планы действий на случай непредвиденных обстоятельств и подвергаются ли они периодической проверке ( * ) . . .
51. Ознакомлены ли работники филиалов и внутренних структурных подразделений кредитной организации с указанными планами действий на случай непредвиденных обстоятельств . . .
III. Оценка организации внутреннего контроля и системы управления рисками, направленная на выявление и предотвращение потенциальных и существующих угроз при информационном обеспечении банковского обслуживании клиентов с использованием банкоматов
52. Имеются ли в кредитной организации методики по выявлению, оценке и мониторингу рисков в области информационных технологий при осуществлении банковского обслуживания клиентов с использованием банкоматов . . .
53. Имеются ли в планах работы СВК мероприятия по оценке эффективности управления рисками в области информационных технологий при осуществлении банковского обслуживания клиентов с использованием банкоматов . . .
54. Выполняются ли планы работы СВК в части оценки эффективности управления рисками в области информационных технологий при осуществлении банковского обслуживания клиентов с использованием банкоматов, какова частота проводимых проверок, имеются ли в наличии отчеты СВК и какова их информативность . . .
55. Имеют ли работники СВК необходимую квалификацию для проверки информационных технологий и оценки управления рисками в этой области . . .
56. Привлекает ли СВК работников информационных подразделений к проверкам банковского обслуживания клиентов с использованием банкоматов . . .
57. Оцениваются ли в ходе проверок СВК все ли наиболее существенные операционные риски в области информационных технологий при осуществлении банковского обслуживания клиентов с использованием банкоматов . . .
58. Имеет ли СВК доступ ко всем документам, отчетам и иной информации по вопросам банковского обслуживания клиентов с использованием банкоматов . . .
59. Хранится ли информация о клиентах кредитной организации под двойным техническим контролем или она защищена другим способом . . .
60. Используются ли технические (программные) средства контроля за соблюдением лимитов по снятию средств клиентами через банкоматы . . .
61. Использует ли кредитная организация технические устройства, которые записывают все запросы на проведение операций с банковскими картами . . .
62. Поддерживается ли в подразделении обработки информации технический контроль времени и последовательности номеров для обрабатываемых запросов . . .
63. Осуществляется ли технический контроль, обеспечивающий запрет списания средств с карточных счетов клиентов в случае недостатка средств или превышения установленных расчетных лимитов . . .
   

 Примечание:
в графе 5 рекомендуется приводить ссылки на подтверждающие документы (информацию) кредитной организации (ее филиала), копии которых прилагаются к акту проверки и помещаются в паспорт проверки;
вопросы, отмеченные значком (*), целесообразно проверять специалистам в области информационных технологий.

 

АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510