УТВЕРЖДЕНО
Советом Директоров
“Банк”
Протокол №__
от __  _______2008 г.

Политика “Знай своего клиента”

1. Назначение и цели разработки настоящей Политики

1.1. Настоящая Политика разработана в целях идентификации клиентов Банка в рамках противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, подлежит обязательному соблюдению в соответствии со следующими пунктами:

2. Основные понятия и сокращения, используемые в настоящей Политике:

Банк – АО "Банк X

Отдел (служба) AML/FT & KYC – отдел управления комплаенс-контроля, который осуществляет деятельность в рамках противодействия

Анкета KYC (Know Your Customer - “Знай своего клиента”) – анкета клиента, заполняемая уполномоченным сотрудником - менеджером счета.

OFAC, EU – списки неблагонадежных физических и юридических лиц, которые были замечены в отмывании доходов, полученных незаконным путем и финансировании терроризма.

FATF (ФАТФ) – список стран и территорий, с которыми не рекомендуется осуществлять финансовую и торговую деятельность.

ICC-FIB(Великобритания, Лондон) – Бюро по финансовым расследованиям, членами которого являются сотрудники отдела AML/FT & KYC и комплаенс-тренингов.

3. Общие положения.

3.1. Настоящая Политика, подлежит обязательному соблюдению структурными подразделениями   и работниками Банка и разработана со следующими целями:

3.1.1.Обеспечения сбалансированной политики и соответствия операций Банка международным требованиям и стандартам, нормам регулирующих органов в части организации и осуществления деятельности по борьбе с отмыванием доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма.

3.1.2. Обеспечения сохранности деловой репутации Банка на международных рынках.

3.1.3. Информирование соответствующих подразделений Банка об изменении требований регулирующих органов.

3.1.4. Оказания практической помощи при структурировании сделок в части разработки маршрута платежей с целью минимизации рисков, связанных с возможной потерей репутации Банка перед клиентами и иностранными партнерами.

3.1.5. Сохранения конфиденциальности сведений о счетах и вкладах клиентов Банка, о клиентах и их операциях, а также иных сведениях, прямо или косвенно относящихся к категории банковской тайны.

3.1.6. Исключения вовлечения и соучастия сотрудников Банка в процесс легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования терроризма.

3.2. Данная Политика реализуется в следующих программах организации  и осуществления комплаенс-контроля в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма.

3.2.1. Программу идентификации и изучения Банком своих клиентов (KYC).

3.2.2. Программу выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и иных подозрительных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем.

3.2.3. Программу документального фиксирования информации о клиенте и его операциях, в отношении которых был сделан запрос банка-корреспондента.

4. Основные принципы политики KYC

  • Личность клиента должна быть установлена на основании подлинных документов, представленных клиентом.
  • Знание и понимание деятельности клиента для предоставления ему банковских услуг и оценки рисков.
  • Репутация. Если Банк подозревает клиента в отмывании денег, сведения о нем должны быть отправлены в уполномоченные органы, для защиты своей репутации.

5. Характерные признаки идентификации необычного (подозрительного) клиента

  • Отсутствие связи между характером и родом деятельности клиента с услугами, за которыми клиент обращается в Банк.
  • Отсутствие явного экономического смысла.
  • Неадекватность поведения.

6. Критерии выявления необычных операций клиента

  • Наличие нестандартных или необычно сложных инструкций по порядку проведения операций.
  • Операции клиентов не имеют явного экономического смысла.
  • Операции клиента не обусловлены характером его хозяйственной деятельности
  • Предоставление недостоверных сведений.
  • Совпадение имени клиента с известными (банковскими) институтами.
  • Наличие нестандартных или необычно сложных инструкций по порядку проведения расчетов.
  • Представление визитных карточек известных банков.
  • Пренебрежение клиентом более выгодными условиями оказания услуг.

7. Показатели “отмывания” денег

Финансирование:

  • Закрытые для получения информации источники дополнительного финансирования.
  • Условия представленных в залог или переуступленных денежных депозитов в качестве обеспечения по кредитам не соответствуют условиям рынка.
  • Отсутствие связи между заемщиком и клиентом.
  • Неожиданная выплата проблемного кредита без убедительного объяснения.
  • Документарный бизнес/банковские гарантии:
  • Неизвестная оффшорная структура как заявитель или бенефициар.
  • Ссылка на различные коды (операционный код, гарантийный код, код покупателя)
  • Отсутствие имени бенефициара, документ адресован “тем, кого это касается”.

Инвестиции:

  • Источник денежных средств.

8. Идентификация клиента

В целях идентификации клиента Банка (включая кредитных клиентов) службой AML/FT & KYC разрабатывается анкета, которая должна содержать полную информацию о клиенте и его бизнесе. Цель данной анкеты – узнать: откуда приходят деньги, кто окончательный бенефициар или  владелец бизнеса.

Основа идентификации клиента:

  • Владелец счета.
    • Доверитель или финансирующая сторона (на контрактной основе).
  • Карточка подписей.
    • Доверитель или финансирующая сторона (на контрактной основе).
    • Действует ли держатель счета от собственного имени или от имени кредитора.

Сведения о клиенте:

  • Характер коммерческой деятельности и обороты клиента.
  • Необходимость в открытии различных счетов/предприятий.
  • Предполагаемый оборот денежных средств.
  • Источник поступающих платежей.
  • Информация о партнерах, поставщиках.

Необходимо обратить внимание на достоверность предоставления сведений.

9.  Категории репутационного риска банка

  • Клиенты из “черного списка” (OFAC, EU и т.д.).
  • Клиенты из стран с высоким риском (список ФАТФ).
    • Клиенты, занимающиеся высоко рискованными операциями (закрытое ценообразование).
  • Оффшорные компании:
    • информация о конечном владельце;

    • причина для открытия счета;

    • движение денежных средств (входящих/исходящих);

    • регистрационный адрес;

    • Сертификат/лицензия существующей регистрации

10. IT-поддержка

Информационная база данных:

  • Использование различных общедоступных источников информации (Интернет, органы власти, другие банки, ICC-FIB и т.д.).
  • “Side Safe Watch” (программа мониторинга финансовых потоков в банке) + собственная информационная база.

Фильтр OFAC, установленный в системе .

Система мониторинга операций:

  • Контроль ежедневных операций.
  • Автоматический контроль и отчетность по необычным операциям, подозрительным фактам.
  • Мониторинг счетов сотрудников Банка.

11. Правило “Знай своего сотрудника”

Для реализации данного постулата, необходимо обладать информацией о персонале Банка. Штат Банка можно разделить на 3 категории лиц, обладающих внутренней информацией и составляющих группы риска по использованию этой информации в личных целях. Службой AML/FT & KYC разрабатывается специализированная подписка о неразглашении информации, которая доступна им в силу выполняемой работы.

1 категория – сотрудники, чья деятельность не связана с доступом к конфиденциальной информации.

2 категория – сотрудники, которые иногда могут получать конфиденциальные сведения.

3 категория – сотрудники, которые постоянно контактируют с конфиденциальной информацией.

Для каждой категории разрабатываются правила обращения со специальной информацией.

 

Начальник отдела _______________________

 

АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510