Элементы комплаенс
В целом
понятие "комплаенс" является новым для
России, но сегодня нормативно-правовая база
сформулирована таким образом, что позволяет
выделить отдельные элементы комплаенса и в нашей
стране:
операционный и правовой риски как аналоги комплаенс-риска;
направления внутреннего аудита и организация службы внутреннего контроля как аналог комплаенс-функции;
требования к организации корпоративного управления как аналог коплаенс-принципов;
требования к системе внутренних документов кредитной организации как аналог комплаенс-политики.
В целом в российских нормативных актах, регулирующих банковскую деятельность, наиболее полная аналогия достигается в отношении первых двух элементов комплаенса.
Операционный риск | риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности кредитной организации и (или) требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок, их нарушения служащими кредитной организации и (или) иными лицами (вследствие некомпетентности, непреднамеренных или умышленных действий или бездействия), несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик) применяемых кредитной организацией информационных, технологических и других систем и (или) их отказов (нарушений функционирования), а также в результате воздействия внешних событий. |
Правовой риск | риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие:
|
Данные понятия являются смежными с понятием комплаенс-риска и позволяют реализовывать комплаенс-функцию в рамках управления операционным и правовым рисками.
Кроме того, в России комплаенс-функция тесно связана с направлениями внутреннего контроля (аудита).
Однако БКБН считает, что комплаенс-функция и функция внутреннего аудита должны быть отделены друг от друга, чтобы обеспечить подчинение комплаенс-функции независимому контролю. Комплаенс-риск следует ввести в методику оценки риска службы внутреннего аудита. Кроме того, в банке должна быть установлена аудиторская программа, оценивающая адекватность и эффективность комплаенс-функции и включающая тестинг средств управления, чувствительных к уровню риска.
На наш взгляд, представленные рекомендации БКБН являются недостаточно своевременными для России, поскольку в современной банковской практике все еще существуют проблемы создания и эффективного функционирования внутреннего контроля, а также серьезные разночтения и неопределенность в представлении понятия системы внутреннего контроля, не говоря уже об отдельных ее самостоятельных направлениях, таких как комплаенс.
Однако, несмотря на указанные обстоятельства, ценность рекомендаций БКБН для российской практики заключается в том, что процедуры комплаенс-политики можно использовать для достижения отдельных целей в рамках системы внутреннего контроля.
("Бухгалтерия и банки", N 12, декабрь 2005 г.)
АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510