Элементы комплаенс

but.gif (133 bytes) В целом понятие "комплаенс" является новым для России, но сегодня нормативно-правовая база сформулирована таким образом, что позволяет выделить отдельные элементы комплаенса и в нашей стране:

В целом в российских нормативных актах, регулирующих банковскую деятельность, наиболее полная аналогия достигается в отношении первых двух элементов комплаенса.

Операционный риск риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности кредитной организации и (или) требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок, их нарушения служащими кредитной организации и (или) иными лицами (вследствие некомпетентности, непреднамеренных или умышленных действий или бездействия), несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик) применяемых кредитной организацией информационных, технологических и других систем и (или) их отказов (нарушений функционирования), а также в результате воздействия внешних событий.
Правовой риск

риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие:

  • несоблюдения кредитной организацией требований нормативных правовых актов и заключенных договоров;
  • допускаемых правовых ошибок при осуществлении деятельности (неправильные юридические консультации или неверное составление документов, в том числе при рассмотрении спорных вопросов в судебных органах);
  • несовершенства правовой системы (противоречивость законодательства, отсутствие правовых норм по регулированию отдельных вопросов, возникающих в процессе деятельности кредитной организации);
  • нарушения контрагентами нормативных правовых актов, а также условий заключенных договоров".

Данные понятия являются смежными с понятием комплаенс-риска и позволяют реализовывать комплаенс-функцию в рамках управления операционным и правовым рисками.

Кроме того, в России комплаенс-функция тесно связана с направлениями внутреннего контроля (аудита).

Однако БКБН считает, что комплаенс-функция и функция внутреннего аудита должны быть отделены друг от друга, чтобы обеспечить подчинение комплаенс-функции независимому контролю. Комплаенс-риск следует ввести в методику оценки риска службы внутреннего аудита. Кроме того, в банке должна быть установлена аудиторская программа, оценивающая адекватность и эффективность комплаенс-функции и включающая тестинг средств управления, чувствительных к уровню риска.

На наш взгляд, представленные рекомендации БКБН являются недостаточно своевременными для России, поскольку в современной банковской практике все еще существуют проблемы создания и эффективного функционирования внутреннего контроля, а также серьезные разночтения и неопределенность в представлении понятия системы внутреннего контроля, не говоря уже об отдельных ее самостоятельных направлениях, таких как комплаенс.

Однако, несмотря на указанные обстоятельства, ценность рекомендаций БКБН для российской практики заключается в том, что процедуры комплаенс-политики можно использовать для достижения отдельных целей в рамках системы внутреннего контроля.

("Бухгалтерия и банки", N 12, декабрь 2005 г.)

АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510