Модель COSO
Модель COSO была особенно важна, поскольку акцент в ней был сделан на ответственности руководства организации за состояние контроля.
В ней также были определены основные понятия и определения внутреннего контроля и его ключевые компоненты, исходя из следующих ключевых предпосылок:
- Внутренний контроль - это процесс, то есть средство достижения цели, а не самоцель,
- Внутренний контроль осуществляется людьми, поэтому для него важны не только (и не столько) правила, процедуры и другие руководящие документы, но люди на всех уровнях организации.
- От внутреннего контроля владельцы и руководство организации могут ожидать только обоснованного уровня обеспечения достижения поставленных целей, но ни как не абсолютной гарантии безошибочной работы.
- Внутренний контроль обеспечивает достижение поставленной цели, или нескольких целей в смежных областях деятельности.
Согласно COSO, внутренний контроль - это процесс, осуществляемый высшим органом предприятия, определяющим его политику (например, Советом директоров, который представляет владельцев компании), его управленческим персоналом высшего уровня (менеджментом) и всеми другими сотрудниками, в достаточной и оправданной мере обеспечивающий достижение предприятием следующих целей:
- целесообразность и финансовая эффективность деятельности
(включая сохранность активов);
- достоверность финансовой отчетности;
- соблюдение применимого законодательства и требований
регулирующих органов.
Система внутреннего контроля, по оценке COSO, должна строиться из пяти взаимосвязанных компонентов:
- контрольная среда и нравственный климат,
- оценка риска,
- мероприятия контроля,
- сбор и анализ информации и передача ее по назначению,
- мониторинг и исправление ошибок
АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510