Письмо ЦБР от 18 января 2008 г. N 8-Т
"О применении пункта 1.3 статьи 7 Федерального закона
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Федеральным законом от 28 ноября 2007 года N 275-ФЗ "О внесении
изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона "О противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2007, N 49, ст. 6036) внесены изменения в Федеральный закон от
7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418;
2002, N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224; 2005, N 47,
ст. 4828; 2006, N 31, ст. 3446, ст. 3452; 2007, N 16, ст. 1831; N 31,
ст. 3993, ст. 4011) (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), заключающиеся, в
частности, в установлении требований к организациям, осуществляющим
операции с денежными средствами или иным имуществом, принимать
обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению
среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание,
иностранных публичных должностных лиц (пункт 1.3 статьи 7 Федерального
закона N 115-ФЗ).
Банк России информирует, что Федеральной службой по финансовому
мониторингу (далее - Росфинмониторинг) издано информационное сообщение,
размещенное на сайте Росфинмониторинга в Интернете
(www.kfm.ru/news_29122007_302.html) по вопросу определения "иностранных
публичных должностных лиц".
Кроме того, Банк России сообщает, что определения "публичных
должностных лиц" содержатся также в документах, изданных международными
организациями (приложение к настоящему Письму).
Доведите указанную информацию до сведения кредитных организаций.
Приложение: на 4 л.
Председатель Центрального банка
Российской Федерации С.М. Игнатьев
Приложение
к письму ЦБР
от 18 января 2008 г. N 8-Т
Неофициальный перевод
¦----------------¦--------------------¦-------------------------------------------¦-------------------------¦
¦ Организация ¦ Документ ¦ Определение ¦ Адрес сайта ¦
+----------------+--------------------+-------------------------------------------+-------------------------+
¦Группа ¦Сорок рекомендаций¦"Публичные должностные лица" определяются¦www.fatf-gafi.org ¦
¦разработки ¦ФАТФ (Глоссарий;¦как лица, на которых возложены (или были¦ ¦
¦финансовых мер¦Пояснительные ¦ранее возложены) важные государственные¦ ¦
¦борьбы с¦примечания к¦функции в иностранном государстве,¦ ¦
¦отмыванием денег¦Рекомендации N 6) ¦например, главы государств или¦ ¦
¦(ФАТФ) ¦ ¦правительств, ведущие политики, высшие¦ ¦
¦ ¦ ¦правительственные чиновники, должностные¦ ¦
¦ ¦ ¦лица судебных органов, высшие военные¦ ¦
¦ ¦ ¦чиновники, руководители государственных¦ ¦
¦ ¦ ¦корпораций, высшие должностные лица¦ ¦
¦ ¦ ¦политических партий. При этом деловые¦ ¦
¦ ¦ ¦отношения с членами семьи и ближайшим¦ ¦
¦ ¦ ¦окружением несут аналогичные репутационные¦ ¦
¦ ¦ ¦риски. Служащие среднего и низшего уровня¦ ¦
¦ ¦ ¦не охватываются понятием "публичных¦ ¦
¦ ¦ ¦должностных лиц" ¦ ¦
+----------------+--------------------+-------------------------------------------+-------------------------+
¦Вольфсбергская ¦Вольфсбергские ¦Определение "публичных должностных лиц"¦www.wolfsberg-principles.¦
¦группа (The¦принципы, октябрь¦используется в отношении лиц, занимавших¦com ¦
¦Wolfsberg Group)¦2000 г. (в редакции¦или занимающих должности, связанные с¦ ¦
¦объединяет ¦от мая 2002 г.).¦общественным доверием: главы государства,¦ ¦
¦следующие ¦Разъяснения ¦правительства и кабинета министров;¦ ¦
¦крупнейшие ¦Вольфсбергской ¦правительственные чиновники; высшие¦ ¦
¦международные ¦группы по вопросу¦партийные чиновники; политики; руководители¦ ¦
¦финансовые ¦определения ¦государственных предприятий; влиятельные¦ ¦
¦институты: ABN¦"публичных ¦функционеры в национализированных областях¦ ¦
¦AMRO, Banco¦должностных лиц" ¦промышленности; высшие судьи; влиятельные¦ ¦
¦Santander ¦ ¦чиновники и военные чиновники, а также лица¦ ¦
¦Central Hispano,¦ ¦с аналогичными функциями в международных и¦ ¦
¦Bank of Tokyo -¦ ¦внутренних государственных организациях.¦ ¦
¦Mitsubishi UFJ,¦ ¦В эту категорию также включаются: члены¦ ¦
¦Barclays, ¦ ¦правящих королевских семей, главы или¦ ¦
¦Citigroup, ¦ ¦влиятельные представители религиозных¦ ¦
¦Credit Suisse,¦ ¦организаций (если их функции связаны с¦ ¦
¦Deutsche Bank,¦ ¦политическими, судебными, военными или¦ ¦
¦Goldman Sachs,¦ ¦административными обязанностями).¦ ¦
¦HSBC, J.P.¦ ¦Вольфсбергская группа распространяет¦ ¦
¦Morgan Chase,¦ ¦определение "публичных должностных лиц" не¦ ¦
¦Societe ¦ ¦только на родственников, но и на ближайшее¦ ¦
¦Generale, UBS) ¦ ¦окружение. ¦ ¦
¦ ¦ ¦В категорию родственников входят: близкие¦ ¦
¦ ¦ ¦члены семьи, такие как супруги, дети,¦ ¦
¦ ¦ ¦родители и братья и кровные родственники, а¦ ¦
¦ ¦ ¦также ставшие близкими в результате брака¦ ¦
¦ ¦ ¦(например, сводные братья). Под ближайшим¦ ¦
¦ ¦ ¦окружением понимается: партнеры по бизнесу¦ ¦
¦ ¦ ¦и личные советники/консультанты, а также¦ ¦
¦ ¦ ¦лица, которые получают значительную¦ ¦
¦ ¦ ¦материальную выгоду ввиду отношений с таким¦ ¦
¦ ¦ ¦лицом. ¦ ¦
¦ ¦ ¦К "публичным должностным лицам" относятся¦ ¦
¦ ¦ ¦лица, занимающие высокопоставленные¦ ¦
¦ ¦ ¦должности в настоящем времени и в течение¦ ¦
¦ ¦ ¦1 года после отставки. ¦ ¦
¦ ¦ ¦При установлении статуса лица как¦ ¦
¦ ¦ ¦"публичного должностного лица" необходимо¦ ¦
¦ ¦ ¦учитывать факторы, касающиеся политической¦ ¦
¦ ¦ ¦и общественной ситуации в стране ¦ ¦
+----------------+--------------------+-------------------------------------------+-------------------------+
¦Европейский cоюз¦Директива ¦"Публичное должностное лицо" определяется¦http://eur-lex.europa.eu ¦
¦ ¦Европейского ¦как физическое лицо, наделенное¦ ¦
¦ ¦Парламента и Совета¦значительными публичными функциями, члены¦ ¦
¦ ¦N 2005/60/ЕС от¦его семьи либо лица, о которых известно,¦ ¦
¦ ¦26 октября 2005 г.¦что они тесно связаны с ним. Уделять¦ ¦
¦ ¦"О предотвращении ¦внимание необходимо как бывшим, так и¦ ¦
¦ ¦использования ¦действующим влиятельным политическим лицам,¦ ¦
¦ ¦финансовой системы в¦особенно из стран с распространенной¦ ¦
¦ ¦целях отмывания¦коррупцией ¦ ¦
¦ ¦денег и¦ ¦ ¦
¦ ¦финансирования ¦ ¦ ¦
¦ ¦терроризма" ¦ ¦ ¦
¦ ¦(Директива ¦ ¦ ¦
¦ ¦2005/60/ЕС): ¦ ¦ ¦
¦ ¦Статья 3 (8) ¦ ¦ ¦
+----------------+--------------------+-------------------------------------------+-------------------------+
¦ ¦Директива Комиссии¦С целью применения статьи 3 (8) Директивы¦http://eur-lex.europa.eu ¦
¦ ¦Европейских ¦2005/60/ЕС под "публичными должностными¦ ¦
¦ ¦Сообществ ¦лицами" понимаются: ¦ ¦
¦ ¦N 2006/70/ЕС от¦- физические лица, которые занимают видные¦ ¦
¦ ¦1 августа 2006 г.¦публичные должности: главы государств¦ ¦
¦ ¦"О мерах ¦и правительств; министры, их заместители и¦ ¦
¦ ¦по применению мер¦помощники; члены Парламента; члены¦ ¦
¦ ¦Директивы 2005/60/ЕС¦Верховных судов, конституционных судов и¦ ¦
¦ ¦Европейского ¦других высших судебных органов, на решение¦ ¦
¦ ¦Парламента и Совета¦которых не подается апелляция; члены¦ ¦
¦ ¦в отношении¦коллегий аудиторов и члены советов¦ ¦
¦ ¦определения ¦директоров центральных банков; послы;¦ ¦
¦ ¦"публичного ¦высшие военные чиновники; члены¦ ¦
¦ ¦должностного лица" и¦административных, управленческих и¦ ¦
¦ ¦технических ¦надзорных подразделений государственных¦ ¦
¦ ¦критериев для¦предприятий; ¦ ¦
¦ ¦проведения процедур¦- члены их семей: законные супруги; лица,¦ ¦
¦ ¦тщательной проверки¦которые считаются супругами по¦ ¦
¦ ¦клиентов": Статья 2 ¦национальному праву государства¦ ¦
¦ ¦ ¦(гражданские браки); дети и супруги детей;¦ ¦
¦ ¦ ¦либо лица, которые считаются супругами¦ ¦
¦ ¦ ¦детей по национальному праву государства;¦ ¦
¦ ¦ ¦родители; ¦ ¦
¦ ¦ ¦- лица, о которых известно, что они связаны¦ ¦
¦ ¦ ¦с "публичными должностными лицами": лица,¦ ¦
¦ ¦ ¦которые совместно с публичным должностным¦ ¦
¦ ¦ ¦лицом владеют юридическим лицом или ведут¦ ¦
¦ ¦ ¦иной бизнес; либо имеют иные тесные деловые¦ ¦
¦ ¦ ¦отношения; а также юридические лица,¦ ¦
¦ ¦ ¦принадлежащие близким деловым партнерам¦ ¦
¦ ¦ ¦публичного должностного лица или созданные¦ ¦
¦ ¦ ¦к выгоде публичного должностного лица. ¦ ¦
¦ ¦ ¦При отнесении клиентов к "публичным¦ ¦
¦ ¦ ¦должностным лицам" необходимо учитывать¦ ¦
¦ ¦ ¦социальные, политические и экономические¦ ¦
¦ ¦ ¦различия между странами. ¦ ¦
¦ ¦ ¦Статус "публичного должностного лица" в¦ ¦
¦ ¦ ¦отношении физического лица сохраняется¦ ¦
¦ ¦ ¦в течение года после его отставки ¦ ¦
¦----------------+--------------------+-------------------------------------------+-------------------------¦
АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510