Письмо ЦБР от 19 сентября 2007 г. N 04-31-/4000
"О применении абзаца 5 пп. 4 пункта 1 статьи 6
Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
в отношении некредитных организаций"
Центральный банк Российской Федерации рассмотрел обращение Ассоциации
российских банков от 08.05.2007 N А-02/5-236, касающееся применения абзаца
5 пп. 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона "О противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма" и сообщает следующее.
Информационное письмо от 15.06.2004 N 6 "Обобщение практики
применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" было
подготовлено до принятия Федерального закона от 27.07.2006 N 140-ФЗ "О
внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской
деятельности" и статью 37 Закона Российской Федерации "О защите прав
потребителей". Пункт 4 указанного Информационного письма разъясняет
применение абзаца 5 пп. 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона "О
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма" в редакции, которая действовала в 2004
году и не учитывала изменения, внесенные в дальнейшем Федеральным законом
от 27.07.2006 Ш47-ФЗ.
Таким образом, Информационное письмо от 15.06.2004 N 6 не разъясняет
порядок применения Федерального закона "О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма" организациями, не являющиеся кредитными и осуществляющими
прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях,
предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности.
Учитывая изложенное, не можем согласиться с выводом Ассоциации
российских банков о том, что Информационным письмом от 15.06.2004 N 6
"Банк России вывел из под действия Закона N 115-ФЗ как раз тех нарушителей
закона, деятельность которых связана с повышенным риском легализации
доходов, полученных преступным путем, и может быть квалифицирована как
незаконная банковская деятельность".
Статья 5 Федерального закона "О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма" (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 147-ФЗ)
относит к числу организаций, осуществляющих операции с денежными
средствами или иным имуществом, организации, не являющиеся кредитными
организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных
средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской
деятельности.
В соответствии со статьей 13.1 Федерального закона "О банках и
банковской деятельности" коммерческая организация, не являющаяся кредитной
организацией, вправе осуществлять без лицензии, выдаваемой Банком России,
банковские операции, указанные в пункте 9 части первой статьи 5
Федерального закона "О банках и банковской деятельности", в части принятия
от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за услуги
электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги при одновременном
соблюдении указанных в данной статье условий.
Указанные операции отнесены абзацем 5 пп. 4 пункта 1 статьи 6
Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма" к операциям,
подлежащим обязательному контролю, если сумма, на которую такая операция
совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в
иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее.
Следовательно, с момента вступления в силу Федерального закона от
27.07.2006 N 147-ФЗ организации, не являющиеся кредитными организациями,
осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в
случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской
деятельности, обязаны направлять сообщения об операциях, подлежащих
обязательному контролю, в уполномоченный орган.
Банк России не наделен полномочиями по контролю за исполнением
Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма" организациями,
не являющимися кредитными организациями, осуществляющими прием от
физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных
законодательством о банках и банковской деятельности, и, следовательно, не
разъясняет применение норм Федерального закона "О противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма" для случаев выполнения требований данного
закона указанными организациями.
Г.Г.Меликьян
АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510