Письмо
Департамента валютного регулирования и валютного контроля Банка России
от 16 декабря 2004 г. N 12-4-7/3968
"О порядке применения отдельных положений
Федерального закона N 115-ФЗ"
Департамент валютного регулирования и валютного контроля Банка России
рассмотрел запрос о порядке применения Федерального закона от 28 июля 2004
г. N 88-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма" и сообщает следующее. По первому и второму
вопросам.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ (далее по тексту
- Федеральный закон) кредитные организации относятся к организациям,
осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом и на
основании пункта 1 статьи 7 Федерального закона обязаны документально
фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня,
следующего за днем совершения операции, сведения по подлежащим
обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным
имуществом, в том числе, вид операции и основания ее совершения, дату
совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также
сумму, на которую она совершена.
Согласно п. 1.1 статьи 6 Федерального закона, в редакции Федерального
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма", сделка с недвижимым имуществом подлежит
обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или
превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте,
эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее.
В соответствии с п. 4 указанной статьи Федерального закона сведения
об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих
обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный
орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или
иным имуществом. Данную норму следует рассматривать как общую,
адресованную всем организациям, осуществляющим операции с денежными
средствами или иным имуществом, в том числе и кредитным организациям.
Следовательно, по нашему мнению, кредитная организация должна
сообщать в уполномоченный орган сведения о сделках с недвижимым
имуществом, предусмотренных п. 1.1 статьи 6 Федерального закона, если из
представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации
клиентом документов кредитной организации стало известно о совершении
такой сделки.
Также следует иметь в виду, что Положением Банка России от 20 декабря
2002 года N 207-П "О порядке представления кредитными организациями в
уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма", с изменениями, внесенными Указанием
Банка России от 17.08.2004 N 1490-У, установлен код вида такой операции,
подлежащей обязательному контролю, как сделка с недвижимым имуществом (код
8001).
При этом анализ пункта 1.1 статьи 6 Федерального закона позволяет
сделать вывод о том, что обязательному контролю подлежат любые сделки с
недвижимым имуществом, в том числе сделки, в которых кредитная организация
выступает стороной по договору и предметом договора является обременение
недвижимого имущества (залог, аренда и т.п.). По третьему вопросу.
Согласно статье 5 Федерального закона кредитные организации отнесены
к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным
имуществом. При этом в соответствии со статьей 7 Федерального закона
(подпункт 4 пункта 1 и пункт 3) организации, осуществляющие операции с
денежными средствами или иным имуществом, обязаны, по общему правилу,
представлять в уполномоченный орган сведения по операциям, подлежащим
обязательному контролю, т.е. по операциям, указанным в статье 6
Федерального закона.
Статья 7.1 Федерального закона устанавливает права и обязанности иных
лиц, не являющихся организациями, осуществляющими операции с денежными
средствами и иным имуществом, и распространяется на адвокатов, нотариусов
и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания
юридических или бухгалтерских услуг. При этом статья 7.1 Федерального
закона содержит перечень операций, сведения о которых указанные лица при
наличии оснований полагать, что указанные операции осуществляются или
могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов,
полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязаны
направлять в уполномоченный орган. Таким образом, кредитные организации не
обязаны направлять в уполномоченный орган сведения об операциях, указанных
в статье 7.1 Федерального закона.
В то же время следует отметить, что такая обязанность у кредитных
организаций возникает, когда в результате применения правил внутреннего
"противолегализационного" контроля кредитная организация приходит к
выводу, что проводимая операция является подозрительной и принимает
решение о направлении о ней сведений в уполномоченный орган. По четвертому
вопросу.
В соответствии с Федеральным законом кредитные организации
осуществляют внутренний контроль - деятельность по выявлению операций,
подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами
или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов,
полученных преступным путем, и финансированием терроризма (статья 3
Федерального закона).
Полагаем, что днем выявления подозрительной операции следует считать
день, в который в результате применения правил внутреннего
"противолегализационного" контроля кредитной организацией принято
окончательное решение о признании операции клиента подозрительной. В
соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона не позднее рабочего
дня, следующего за днем выявления таких операций, кредитная организация
обязана представить соответствующие сведения в уполномоченный орган.
Заместитель директора Департамента Т.А. Артамонова
АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510