Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2007 г. N 10761
------------------------------------------------------------------
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВЫМ РЫНКАМ
ПРИКАЗ
от 13 ноября 2007 г. N 07-108/пз-н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ
И НАДЗОРА ЗА КОТОРЫМИ ВОЗЛОЖЕНО НА ФЕДЕРАЛЬНУЮ
СЛУЖБУ ПО ФИНАНСОВЫМ РЫНКАМ
В соответствии с пунктом 6 статьи 44 Федерального закона от
22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1918; 1998, N 48, ст. 5857; 1999, N
28, ст. 3472; 2001, N 33, ст. 3424; 2002, N 52, ст. 5141; 2004, N 27, ст.
2711; N 31, ст. 3225; 2005, N 11, ст. 900; N 25, ст. 2426; 2006, N 1, ст.
5; N 2, ст. 172; N 17, ст. 1780; N 31, ст. 3437; N 43, ст. 4412; 2007, N
1, ст. 45, N 22, ст. 2563, N 18, ст. 2117) и пунктом 5.3.6 Положения о
Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2780; 2005, N 33,
ст. 3429; 2006, N 13, ст. 1406, N 52, ст. 5587; 2007, N 12, ст. 1417),
приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении проверок организаций,
осуществление контроля и надзора за которыми возложено на Федеральную
службу по финансовым рынкам.
2. Признать утратившим силу Приказ ФСФР России от 13.09.2007 N
07-94/пз-н "Об утверждении Порядка проведения проверок организаций,
осуществление контроля и надзора за которыми возложено на Федеральную
службу по финансовым рынкам" (зарегистрирован Минюстом России 10.10.2007,
регистрационный N 10300) с даты вступления в силу настоящего Приказа.
3. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 марта 2008 года.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
Руководитель
В.Д.МИЛОВИДОВ
Утверждено
Приказом ФСФР России
от 13.11.2007 N 07-108/пз-н
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК ОРГАНИЗАЦИЙ,
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА КОТОРЫМИ ВОЗЛОЖЕНО
НА ФЕДЕРАЛЬНУЮ СЛУЖБУ ПО ФИНАНСОВЫМ РЫНКАМ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает требования к проведению
проверок эмитентов, акционерных инвестиционных фондов, субъектов отношений
по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектов
отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному
пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию,
ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием и специализированных
депозитариев ипотечного покрытия, профессиональных участников рынка ценных
бумаг, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых
инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов,
специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых
инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных
лицензируемых Федеральной службой по финансовым рынкам (далее - ФСФР
России) организаций, бюро кредитных историй и жилищных накопительных
кооперативов, их саморегулируемых организаций (далее - организаций),
осуществление контроля и надзора за которыми возложено на ФСФР России, а
также определяет права и обязанности инспекторов ФСФР России,
территориальных органов ФСФР России (далее - РО ФСФР России),
уполномоченных работников федеральных органов исполнительной власти,
уполномоченных работников саморегулируемых организаций и проверяемых
организаций при проведении проверок.
1.2. Порядок проведения проверок установлен Административным
регламентом по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам
государственной функции контроля и надзора, утвержденным Приказом ФСФР
России от 13.11.2007 N 07-107/пз-н (зарегистрирован Минюстом России
14.12.2007, регистрационный N 10706).
Проверки организаций проводятся работниками ФСФР России и РО ФСФР
России самостоятельно, а также совместно с уполномоченными работниками
федеральных органов исполнительной власти (далее - инспекторы).
К проведению плановых выездных проверок организаций, являющихся
членами саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка
ценных бумаг или саморегулируемых организаций управляющих компаний (далее
- саморегулируемые организации), привлекаются уполномоченные работники
соответствующих саморегулируемых организаций.
1.3. ФСФР России (РО ФСФР России) проводит выездные и камеральные
проверки. Выездные проверки могут быть плановыми и внеплановыми, а также
совместными.
1.3.1. Под плановой выездной проверкой понимается проверка
деятельности организации, проводимая группой инспекторов по месту
нахождения и/или ведения деятельности организации, включенная в план
выездных проверок ФСФР России.
1.3.2. Выездная проверка организации, не включенная в план выездных
проверок ФСФР России, является внеплановой.
Внеплановая выездная проверка проводится группой инспекторов по месту
нахождения и/или ведения деятельности организации и назначается с целью
проверки исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений,
исполнения требования законодательства о защите прав и законных интересов
инвесторов на рынке ценных бумаг, в случае поступления информации от
органов государственной власти о наличии в деятельности организации
нарушений федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской
Федерации, контроль и надзор за соблюдением которых входит в компетенцию
ФСФР России, и в случае получения от физических и/или юридических лиц
информации, подтвержденной документами, свидетельствующими о наличии
признаков нарушений прав и законных интересов граждан, юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей и/или признаков нарушений федеральных
законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Внеплановая выездная проверка эмитента в виде наблюдения на общем
собрании акционеров (далее - наблюдение) проводится по месту проведения
общего собрания акционеров и назначается для проверки исполнения эмитентом
требований законодательства об акционерных обществах при подготовке,
созыве и проведении общего собрания акционеров, законодательства о защите
прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг или в случае
поступления в ФСФР России (РО ФСФР России) жалоб, обращений, заявлений или
иной информации, содержащей сведения о возможном нарушении
законодательства Российской Федерации и/или прав и законных интересов
инвесторов на рынке ценных бумаг при подготовке и проведении общего
собрания акционеров эмитента.
1.3.3. Совместная выездная проверка предусматривает включение в
состав группы инспекторов по согласованию с федеральными органами
исполнительной власти уполномоченных ими работников.
1.3.4. Камеральная проверка проводится инспектором (инспекторами) по
месту нахождения ФСФР России (РО ФСФР России) посредством изучения
имеющихся и представленных организацией и другими лицами или
государственными органами документов и сведений.
Камеральная проверка может назначаться при получении сведений о
возможных нарушениях федеральных законов, иных нормативных правовых актов
Российской Федерации, контроль и надзор за соблюдением которых входит в
компетенцию ФСФР России (РО ФСФР России).
1.3.5. Отдельные надзорные мероприятия ФСФР России, а именно проверка
сведений, изложенных в поступающих в ФСФР России жалобах и обращениях
физических и юридических лиц, о возможном нарушении организацией
законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых
актов Российской Федерации, действующих в сфере ее деятельности,
проводятся без назначения камеральной проверки путем затребования у этой
организации (и/или у иных поднадзорных ФСФР России организаций, связанных
с деятельностью проверяемой организации) необходимых объяснений,
информации и документов, относящихся к деятельности проверяемой
организации.
1.4. В случае возникновения при проведении проверки необходимости
получения информации о деятельности организации, связанной с иными
поднадзорными ФСФР России организациями, ФСФР России (РО ФСФР России)
могут быть запрошены у этих организаций документы, относящиеся к
деятельности проверяемой организации.
1.5. В случае выявления при проведении проверки нарушений
организацией законодательства Российской Федерации, в том числе
нормативных правовых актов, надзор за соблюдением которых не относится к
компетенции ФСФР России, материалы, полученные при проведении проверки, в
срок не позднее 10 рабочих дней с даты выявления таких нарушений
направляются в соответствующий надзорный орган.
2. Права и обязанности руководителя
группы инспекторов, инспекторов, уполномоченных работников
саморегулируемых организаций, уполномоченного лица
организации при проведении проверки
2.1. Руководитель группы инспекторов в соответствии с приказом ФСФР
России (РО ФСФР России) о проведении выездной проверки:
осуществляет руководство инспекторами, а также координацию
деятельности уполномоченных работников саморегулируемых организаций при
проведении проверки;
организует подготовку инспекторов к проверке;
распределяет обязанности между инспекторами;
устанавливает порядок работы инспекторов;
дает инспекторам указания, обязательные для исполнения;
взаимодействует с должностными лицами проверяемой организации.
2.2. Инспекторы, а также уполномоченные работники саморегулируемых
организаций обязаны сообщить руководителю, заместителю руководителя ФСФР
России (РО ФСФР России) в соответствии с распределением обязанностей о
личной заинтересованности при исполнении обязанностей инспектора или при
участии уполномоченного работника саморегулируемой организации при
проведении проверки, которые могут привести к конфликту интересов.
2.3. Руководитель группы инспекторов обязан:
2.3.1. ознакомить уполномоченное лицо организации с его правами и
обязанностями при проведении проверки;
2.3.2. выяснить все существенные обстоятельства, касающиеся предмета
проверки;
2.3.3. обеспечить сохранность и возврат полученных оригиналов
документов, а также их рассмотрение на территории организации;
2.3.4. обеспечить соблюдение инспекторами установленного режима
работы и условий функционирования организации;
2.3.5. обеспечить охрану конфиденциальности ставших известными
инспекторам сведений, связанных с деятельностью организации, составляющих
служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну или тайну связи.
2.4. Инспектор вправе:
2.4.1. при предъявлении служебного удостоверения находиться на
территории, в административных зданиях и служебных помещениях организации;
2.4.2. вносить, выносить и пользоваться собственными
организационно-техническими средствами, в том числе компьютерами,
калькуляторами, телефонами;
2.4.3. требовать и получать все необходимые для достижения целей
проверки документы (справки, письменные объяснения и другие);
2.4.4. требовать и получать копии документов в бумажном и/или
электронном виде и после надлежащего их оформления приобщать к материалам
проверки (письменные копии документов на бумажных носителях должны быть
сшиты, пронумерованы, подписаны уполномоченным лицом и скреплены печатью
организации);
2.4.5. требовать и получать доступ к информационным ресурсам
автоматизированных систем, используемых в деятельности организации, в
режиме "только для чтения", документации на используемые
автоматизированные системы, а также письменные или устные разъяснения по
вопросам, связанным с их разработкой, внедрением, стандартизацией и
эксплуатацией;
2.4.6. требовать и получать устные разъяснения по существу
проверяемых вопросов.
2.5. Уполномоченные работники саморегулируемых организаций вправе:
2.5.1. совместно с инспекторами находиться на территории, в
административных зданиях и служебных помещениях организации;
2.5.2. вносить, выносить и пользоваться собственными
организационно-техническими средствами, в том числе компьютерами,
калькуляторами, телефонами;
2.5.3. рекомендовать инспекторам истребовать необходимые для
достижения целей проверки документы (в том числе справки, письменные
объяснения и другие) и их копии, а также устные разъяснения по существу
проверяемых вопросов;
2.5.4. получать от инспекторов копии документов (в бумажном и/или
электронном виде);
2.5.5. получать доступ к информационным ресурсам автоматизированных
систем, используемых в деятельности организации, в режиме "только для
чтения", документации на используемые автоматизированные системы;
2.5.6. изучать полученные в ходе проведения проверки документы;
2.5.7. давать инспекторам устные и письменные разъяснения и/или
заключения по существу проверяемых вопросов.
2.6. Уполномоченные работники саморегулируемых организаций обязаны:
2.6.1. обеспечить охрану конфиденциальности ставших им известными
сведений, связанных с деятельностью организации, составляющих служебную,
банковскую, налоговую, коммерческую тайну или тайну связи;
2.6.2. обеспечить охрану конфиденциальности сведений, связанных с
профессиональной деятельностью организации, ставших им известными в период
подготовки к проверке и в ходе проведения проверки.
2.7. При осуществлении наблюдения требования пунктов 2.1 - 2.4
настоящего Положения применяются к инспекторам с учетом следующих
особенностей:
2.7.1. Инспекторы осуществляют наблюдение за всеми этапами проведения
общего собрания акционеров, при этом инспекторы не вправе влиять на ход
его проведения, а также давать разъяснения по вопросам, связанным с
подготовкой, созывом и проведением общего собрания акционеров.
2.7.2. Инспектор вправе:
присутствовать при проверке полномочий и регистрации лиц, участвующих
в общем собрании акционеров; определении кворума общего собрания
акционеров; голосовании по вопросам повестки дня общего собрания
акционеров, выносимым на голосование; подсчете голосов и подведении итогов
голосования на общем собрании акционеров;
требовать и получать документы, связанные с подготовкой, созывом и
проведением общего собрания акционеров, на котором осуществляется
наблюдение (справки, письменные объяснения и другие);
требовать и получать копии документов, связанных с подготовкой,
созывом и проведением общего собрания акционеров, на котором
осуществляется наблюдение (в том числе в электронном виде);
требовать и получать устные разъяснения по существу вопросов,
связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания акционеров,
на котором осуществляется наблюдение.
2.8. При проведении выездной проверки руководитель, должностные лица
или работники проверяемой организации, ответственные за взаимодействие с
инспекторами (далее - уполномоченные лица организации), вправе:
2.8.1. знакомиться со своими правами и обязанностями, установленными
настоящим Положением;
2.8.2. обжаловать действия инспекторов руководителю ФСФР России (РО
ФСФР России);
2.8.3. знакомиться с актом выездной проверки, прилагать к нему
необходимые справки и письменные возражения.
2.9. Уполномоченные лица и работники организации, а также работники
иных организаций, в том числе осуществляющих охрану организации на основе
договорных отношений, не вправе:
2.9.1. проверять организационно-технические средства, находящиеся в
пользовании инспекторов и уполномоченных работников саморегулируемых
организаций, изымать и досматривать служебные и иные документы, вещи или
лишать возможности использовать их при проведении проверки, кроме случаев,
предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе
нормативными правовыми актами;
2.9.2. требовать от инспекторов и уполномоченных работников
саморегулируемых организаций давать какие-либо устные и/или письменные
обязательства и объяснения;
2.9.3. предъявлять инспекторам и уполномоченным работникам
саморегулируемых организаций иные требования, не предусмотренные
законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми
актами и настоящим Положением.
2.10. При проведении выездной проверки уполномоченное лицо
организации обязано содействовать проведению проверки, а именно:
2.10.1. организовать по требованию руководителя группы инспекторов
встречу инспекторов с руководителем, главным бухгалтером, контролером,
руководителями основных подразделений (лицами, исполняющими их
обязанности) и иными работниками организации;
2.10.2. предоставить инспекторам на срок проведения проверки при
наличии возможности отдельное изолированное служебное помещение,
обеспечивающее сохранность документов, оборудованное необходимой мебелью,
компьютерами (с программным обеспечением, согласованным с руководителем
группы инспекторов), организационно-техническими средствами, в том числе
средствами связи;
2.10.3. предоставлять по письменному требованию инспектора в
установленный им срок необходимые документы, в том числе внутренние
документы организации, документы внутреннего учета, документы
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
2.10.4. предоставлять по письменному требованию инспектора в
установленный им срок справки и письменные объяснения, копии документов (в
том числе в электронном виде) в запрашиваемом формате (при необходимости с
приложением комплекса программного обеспечения) для работы с указанными
документами в режиме "только для чтения", при этом письменные копии
документов на бумажных носителях должны быть сшиты, пронумерованы,
подписаны уполномоченным лицом и заверены печатью организации;
2.10.5. давать устные разъяснения по существу вопросов;
2.10.6. обеспечивать предоставление достоверной информации;
2.10.7. оказывать иное содействие инспекторам.
2.11. В случае если по требованию инспектора документы (их копии) не
могут быть предоставлены в установленный им срок либо отсутствуют,
уполномоченное лицо организации должно до истечения такого срока
предоставить руководителю группы инспекторов письменное мотивированное
объяснение о причинах неисполнения требования.
2.12. При осуществлении наблюдения требования пунктов 2.9 - 2.11
настоящего Порядка применяются к уполномоченным лицам эмитента, лицам,
осуществляющим функции счетной комиссии на общем собрании акционеров, а
также лицам, созывающим внеочередное общее собрание акционеров, обладающим
в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации
полномочиями, необходимыми для созыва и проведения общего собрания
акционеров.
2.13. При проведении выездной проверки обособленного подразделения
организации требования, установленные настоящим Положением в отношении
организации, применяются к обособленному подразделению.
3. Результаты и решения по итогам проведения проверки
3.1. По результатам выездной проверки организации инспекторами
составляется акт выездной проверки.
3.2. По итогам наблюдения составляется отчет в одном экземпляре о
наблюдении на общем собрании акционеров эмитента (далее - отчет).
3.3. По результатам камеральной проверки инспектором, проводившим
камеральную проверку, составляется акт камеральной проверки.
3.4. ФСФР России (РО ФСФР России) по результатам рассмотрения акта
выездной проверки с учетом представленных организацией возражений и
замечаний по акту выездной проверки или акта камеральной проверки
принимает решение в отношении организации.
По результатам проведенной проверки принимаются следующие решения:
- о направлении организации предписания об устранении нарушений
законодательства и/или о принятии мер, направленных на недопущение
подобных нарушений впредь;
- о направлении предписания о запрете или ограничении проведения
организацией отдельных операций на рынке ценных бумаг;
- о приостановлении действия лицензии профессионального участника
рынка ценных бумаг, выданной организации;
- об аннулировании лицензии профессионального участника рынка ценных
бумаг, выданной организации;
- об обращении в суд с заявлением об административном приостановлении
действия или аннулировании лицензии, выданной организации, осуществляющей:
деятельность инвестиционного фонда,
деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми
инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами,
деятельность специализированного депозитария инвестиционных фондов,
паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов,
деятельность негосударственного пенсионного фонда по пенсионному
обеспечению и пенсионному страхованию;
- об обращении в суд с заявлением об исключении бюро кредитных
историй из государственного реестра бюро кредитных историй;
- о направлении предписания о приостановлении деятельности жилищного
накопительного кооператива;
- об обращении в суд с заявлением о ликвидации жилищного
накопительного кооператива.
Решение принимается в форме приказа, предписания или обращения в суд.
------------------------------------------------------------------
АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510