Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 14 ноября 2007 г. N 03-04-06-01/392
Вопрос: Наша организация проводит стимулирующую лотерею, а равно
розыгрыш, в целях продвижения торговой марки на рынке и привлечения
клиентов за счет участия в данной акции.
Предварительно мы уведомляем ФНС России в соответствии с действующим
законодательством РФ. Как организаторы лотереи, формируем призовой фонд и
направляем на выплату выигрыша.
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 228 НК РФ, физические лица, получившие
выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, самостоятельно исчисляют
суммы налога, подлежащие уплате в бюджет исходя из сумм таких выигрышей.
Таким образом, учитывая положения главы 23 НК РФ, принимая во
внимание Письмо Минфина РФ от 18.10.2004 N 03-05-01-04/46, наша
организация не признается налоговым агентом. Однако возникает вопрос:
обязаны ли мы подавать сведения о доходах этих лиц в налоговые органы?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо ООО от 06.09.2007 N ЗНС-003 по вопросу налогообложения налогом на
доходы физических лиц доходов в виде выигрышей, выплаченных организаторами
стимулирующей лотереи, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006
N 38-Ф3 "О рекламе" рекламой является информация, распространенная любым
способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная
неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту
рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его
продвижение на рынке.
Как указывается в рассматриваемом письме, в целях продвижения
торговой марки на рынке и привлечения клиентов организация проводит
стимулирующую лотерею. В связи с этим, а также принимая во внимание
вышеуказанное определение понятия "реклама", по нашему мнению, проводимая
стимулирующая лотерея является формой рекламной акции, то есть
мероприятием, проводимом# в целях рекламы товаров, работ или услуг.
Согласно статье 24 Кодекса налоговыми агентами признаются лица, на
которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению,
удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему
Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от
11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях", стимулирующая лотерея представляет собой
лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и
призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи.
Таким образом, стимулирующая лотерея не является игрой, основанной на
риске, и к доходам от участия в ней не могут применяться положения
подпункта 5 пункта 1 статьи 228 Кодекса о самостоятельном декларировании
указанного дохода физическими лицами. Исчисление, удержание и уплата
налога на доходы физических лиц в рассматриваемом случае осуществляется
организацией - налоговым агентом.
В соответствии с пунктом 28 статьи 217 Кодекса не подлежат
налогообложению налогом на доходы физических лиц доходы, не превышающие
4000 рублей, полученные налогоплательщиком за налоговый период в виде
любых выигрышей и призов в проводимых конкурсах, играх и других
мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг).
Таким образом, при получении физическими лицами от организации
указанного дохода, не превышающего 4000 рублей, организация не признается
налоговым агентом, поскольку в таких случаях на организацию не возлагается
обязанность исчисления, удержания у налогоплательщика и перечисления в
бюджет налога на доходы физических лиц.
Соответственно, организация не обязана предоставлять в налоговые
органы сведения о таких доходах, полученных физическими лицами.
При этом организация должна вести персонифицированный учет физических
лиц, получивших указанные выигрыши и призы. В случае, если сумма
выплаченного одному и тому же физическому лицу выигрыша превысит в
налоговом периоде 4000 рублей, организация будет признана налоговым
агентом и соответственно на нее будут возложены обязанности,
предусмотренные для налоговых агентов статьей 226 Кодекса.
Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин
АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510