Письмо МНС РФ от 26 июля 2000 г. N ВП-6-05/567
"О порядке исчисления налога на добавленную стоимость при реализации
памятных монет и мерных слитков драгоценных металлов"
В связи с принятием Федерального закона от 02.01.2000 N 36-ФЗ "О
внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную
стоимость" (далее Федеральный закон), а также поступающими запросами о
порядке исчисления налога на добавленную стоимость при реализации
памятных монет и мерных слитков драгоценных металлов физическим лицам
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам сообщает следующее.
Абзацем 2 пункта 3 статьи 4 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге
на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) установлено, что
облагаемый оборот при реализации товаров предприятиями розничной торговли
определяется на основе стоимости реализуемых товаров, исходя из
применяемых цен без включения в них налога на добавленную стоимость. В
связи с этой нормой закона при реализации Банком России и уполномоченными
коммерческими банками физическим и юридическим лицам монет и мерных
слитков драгоценных металлов (с изъятием их из сертифицированных
хранилищ) налог на добавленную стоимость, подлежащий взносу в бюджет,
исчисляется с полной цены продажи слитков, исходя из ставки 20 процентов.
При этом в бюджет вносится разница между суммой налога, полученной от
покупателей монет драгоценных металлов и мерных слитков (с изъятием их из
сертифицированных хранилищ), и суммой налога, уплаченной поставщикам
указанных ценностей.
Настоящий порядок налогообложения операций кредитных организаций по
реализации монет и слитков драгоценных металлов вступает в силу с даты
введения в действие Федерального закона - 01.03.2000.
Такой порядок расчета налога на добавленную стоимость применяется
при ведении раздельного бухгалтерского учета как облагаемых, так и
необлагаемых операций, а также затрат (расходов) по указанным операциям.
При невозможности обеспечения раздельного учета согласно пункту 47
Инструкции ГНС России от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты
налога на добавленную стоимость" к зачету из общей суммы уплаченного
налога принимается налог в размере, соответствующем удельному весу
доходов, полученных от облагаемых операций и услуг, в общей сумме доходов
банка за отчетный период. Оставшаяся часть налога на добавленную
стоимость, приходящаяся на приобретенные материальные ресурсы, относится
на затраты банка (кредитного учреждения).
В случаях, когда удельный вес доходов, полученных банком от
выполнения облагаемых НДС сделок, операций и услуг, в общей сумме доходов
банка за отчетный период составляет менее 5 процентов, суммы налога на
добавленную стоимость, уплаченные поставщикам по всем товарам, работам и
услугам, допускается относить на расходы банка. При этом вся сумма налога
на добавленную стоимость, полученная по облагаемым сделкам, операциям,
услугам, подлежит взносу в бюджет.
Что касается освобождения от налога на добавленную стоимость
операций, связанных с обращением золотых, серебряных и платиновых монет
(за исключением используемых в целях нумизматики), осуществляемых в
соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Российской Федерации
по представлению Центрального банка Российской Федерации, то данная
льгота, установленная подпунктом "ж" пункта 3 статьи 1 Федерального
закона, будет предоставляться коммерческим банкам после принятия
указанного порядка.
Заместитель министра РФ по налогам
и сборам - государственный советник
налоговой службы I ранга В.А.Павлов
АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510