Письмо МНС РФ от 6 августа 2003 г. N 05-3-06/334-АБ476
"Об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование"
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам рассмотрело письмо
УМНС России по г.Москве от 23.05.2003 N 28-07/27657 и сообщает следующее.
Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации регулируется
Федеральным законом от 15.12.2003 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании"
(далее - Федеральный закон N 167-ФЗ).
Согласно статьям 22 и 33 Федерального закона N 167-ФЗ максимальный тариф
страхового взноса на страховую и накопительную части трудовой пенсии в совокупности
составляет 14% от базы для исчисления страховых взносов или 1/2 от максимальной
ставки единого социального налога в федеральный бюджет, установленной пунктом
1 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в размере
28%, поскольку она включает налоговый вычет по тарифу 14%. Таким образом,
максимальная ставка налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет (за минусом
максимального тарифа налогового вычета), равна 14%.
Статья 239 Кодекса предоставляет льготы по единому социальному налогу
отдельным категориям налогоплательщиков, но не страхователям, обязанным в
силу статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ своевременно и в полном объеме
уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации
и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в
указанный бюджет.
Специальной нормы, устанавливающей льготу по уплате страховых взносов
на обязательное пенсионное страхование общественным организациям инвалидов,
Федеральный закон N 167-ФЗ не содержит. Следовательно, статья 239 Кодекса,
устанавливающая льготы по единому социальному налогу, на правоотношения по
уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не распространяется.
Поскольку базы для исчисления налога и страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование для плательщиков, применяющих налоговые льготы, различны,
в связи с тем, что льгота, установленная статьей 239 Кодекса, применяется
только в отношении к базе для исчисления налога, но не применяется при формировании
базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование,
то это приводит к превышению суммы налогового вычета над суммой единого социального
налога.
В этом случае сумма налогового вычета не будет являться излишне уплаченной
и на нее не могут быть распространены нормы, установленные пунктом 2 статьи
243 Кодекса, устанавливающие, что сумма налогового вычета не может превышать
сумму налога (авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный
бюджет.
Для таких налогоплательщиков правильное применение налогового вычета,
не занижающее суммы налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, обеспечивается
на уровне ставок налога, а именно, исчисления налога в федеральный бюджет
по ставке 14% (1/2 от 28%) в порядке, предусмотренном приказом МНС России
от 01.02.02. N БГ-3-05/49 для заполнения графы 3 расчета по авансовым платежам
по единому социальному налогу организациями, применяющими налоговые льготы
в соответствии со статьей 239 Кодекса (с учетом изменений и дополнений, внесенных
приказом МНС России от 26.03.2003 N БГ-3-05/134).
При наличии налоговой базы (суммы выплат, произведенных в пользу инвалида,
превышающую 100 000 рублей), налогоплательщиком должен быть исчислен и уплачен
налог с базы, превышающей 100 000 рублей, что и реализуется при применении
механизма расчета налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, установленного
приказом МНС России от 26.03.2003 N БГ-3-05/134.
Правомерность такого подхода подтверждена Решением Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации от 30.12.2002 N 9132/02, которым в частности, определено,
что раздел "Особенности заполнения графы 3 расчета по авансовым платежам организациями,
применяющими налоговые льготы в соответствии со статьей 239 Кодекса" признан
соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону
N 167-ФЗ.
Кроме того, Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 22.04.2003 N 12355/02 установлено, что льгота на уплату единого
социального налога, предусмотренная подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 Кодекса,
не распространяется на уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской
Федерации.
Действительный государственный советник
налоговой службы РФ II ранга С.Х.Аминев
АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510