Письмо Ассоциации российских банков от 11 апреля 2000 г. N А-01/5-240
          "О невыполнении отдельными ведомствами постановления
                         правительства РФ N 140"

Первому заместителю
Председателя правительства РФ
М.М.Касьянову

     Ассоциация российских банков неоднократно обращала внимание правительства 
Российской Федерации на неблагоприятное положение дел в сфере правотворческой 
и правоприменительной деятельности отдельных федеральных ведомств и органов 
исполнительной власти (письма АРБ от 05.07.99 г. N А-01/5-409 и от 24.11.99 
г. N А-01/5-691). Тем не менее ситуация практически не меняется.
     В последнее время примером тому может служить невыполнение Министерством 
Российской Федерации по налогам и сборам (далее - МНС) и Пенсионным фондом 
России (далее - ПФР) требований постановления правительства РФ от 08.02.99 
г. N 140 "О неприменении штрафных санкций к кредитным организациям за задержку 
проведения платежей в бюджет и внебюджетные фонды" (далее - Постановление 
N 140). Несмотря на то что указанный нормативный акт освобождает в конкретных 
случаях поименованные в нем кредитные организации от уплаты неустоек, МНС 
и ПФР продолжают применять к таким банкам финансовые санкции в виде начисления 
пеней. Свои действия они мотивируют тем, что пени не могут быть отнесены к 
штрафным санкциям. При этом делается ссылка на постановление Конституционного 
суда РФ от 17.12.96 г. N 20-П (далее - Постановление N 20-П), в котором проводится 
различие между пеней и штрафом.
     По мнению Ассоциации, позиция, занятая МНС и ПФР, противоречит действующему 
законодательству.
     Разграничение понятий "пеня" и "штраф" в Постановлении N 20-П обусловливалось 
тем, что перед Конституционным судом РФ был поставлен вопрос о правомерности 
взыскания с налогоплательщиков (но не банков как кредитных организаций) штрафов 
и пеней в бесспорном порядке, так как в отношении налогоплательщиков применялись 
оба этих вида неустойки. Проводя указанное разграничение, Конституционный 
суд РФ пришел к выводу, что пеня, в отличие от штрафа, носит обеспечительный 
характер, поэтому не может рассматриваться как карательная мера и подлежит 
взысканию в бесспорном порядке.
     Что касается кредитных организаций, то к ним согласно действовавшему 
ранее и действующему в настоящее время законодательству (ст.15 Закона "Об 
основах налоговой системы в Российской Федерации"; ст.ст.133 и 135 Налогового 
кодекса РФ; п.6 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами 
в Пенсионный фонд Российской Федерации (России), утвержденного постановлением 
Верховного Совета РФ от 27.12.91 г. N 2122-1; п.4 ст.1 Федерального закона 
от 02.01.2000 г. N 38-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Порядок уплаты 
страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской 
Федерации (России)") за задержку проведения платежей налогоплательщиков в 
бюджет и внебюджетные фонды применялся ранее и применяется в настоящее время 
только один вид финансовых санкций - с них взыскивается пеня.
     Их этих норм следует, что пеня, применяемая в отношении кредитных организаций, 
носит карательный характер и, следовательно, относится к категории штрафных 
санкций.
     Подтверждением такому толкованию Постановления N 140 служит норма ч.2 
ст.140 Федерального закона от 31.12.99 г. N 227-ФЗ "О федеральном бюджете 
на 2000 год", в которой четко зафиксировано, что пеня является разновидностью 
штрафных санкций.
     С учетом изложенного Ассоциация российских банков обращается к Вам, уважаемый 
Михаил Михайлович, с убедительной просьбой дать указание МНС и ПФР о неукоснительном 
выполнении постановления N 140.

Президент АРБ 	С.Е.Егоров

АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510