Письмо Ассоциации Российских Банков от 6 декабря 2001 г. N 5/505
  "О механизме межбанковских расчетов с участием дополнительных офисов 
                      кредитных  организаций"

     В практике кредитных организаций - членов Ассоциации российских банков 
возникла      проблема,  связанная  с   отсутствием   правового   механизма
межбанковских   расчетов   с  участием дополнительных офисов инкассирующего
банка. Она заключается  в следующем.
     Коммерческий банк открыл дополнительный офис, территориально удаленный 
от  головного  банка. Для   списания средств со счетов клиентов этого офиса 
банки-эмитенты  направляют  платежные  требования   и  инкассовые поручения 
непосредственно в офис, минуя головной банк.
    После списания денег со счета плательщика, офис банка обязан обеспечить 
перечисление инкассированных сумм получателю. Для этого он должен с  учетом 
сроков,  установленных  ст.849 ГК РФ,  предоставить  в  РКЦ  ГУ  ЦБ  РФ два 
экземпляра  платежного  требования (инкассового поручения) в соответствии с 
главой 2 части II Положения ЦБ РФ от 12 апреля 2001 г. N 2-П "О безналичных 
расчетах в Российской   Федерации" (далее - Положение N 2-П). Однако РКЦ ГУ
ЦБ РФ расположен  по месту  нахождения   головного  банка,  а  значительная 
территориальная удаленность офиса  препятствует своевременному предъявлению 
указанных расчетных документов в  РКЦ ГУ ЦБ РФ.
     Для  ускорения   документооборота  офис  предпринял попытку передачи в 
головной  банк  электронных  копий  исполненных им платежных   требований и 
инкассовых поручений. Впоследствии они распечатывались на бумажном носителе,
оформлялись головным  банком и в таком виде предоставлялись в РКЦ ГУ ЦБ РФ. 
Однако ГУ признало такую  практику не соответствующей законодательству. Во-
первых,  потому,  что  она  противоречит  п.8.5   Положения  N 2-П, который
обязывает банк-эмитент делать на всех экземплярах  инкассируемых  расчетных
документов соответствующую отметку. В данном случае  отметка отсутствовала, 
так как не могла передаваться электронным способом.  Во-вторых, потому, что
действующее  законодательство   об  электронных   расчетах   ограничивается 
использованием  платежных  поручений  и, соответственно, не регулирует и не 
допускает инкассо в электронной форме.
     В  результате  банк  вынужден   переводить   инкассированные  им суммы
собственным  платежным поручением без предоставления РКЦ ГУ ЦБ РФ первичных
платежных документов. На наш взгляд, такой подход также не вполне корректен 
с точки зрения порядка   осуществления безналичных расчетов, установленного 
Положением N 2-П.
     В  связи  с  изложенным,  просим  Вас,  уважаемая  Наталья Михайловна,
высказать   Ваше мнение по существу изложенной проблемы и дать практические 
рекомендации  по ее решению в соответствии с действующим законодательством.

Исполнительный директор АРБ 	В.В.Сергеев


АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510