Процесс работы с просроченными кредитами

Практика работы с просроченными кредитами предусматривает следующие шаги:

Шаги   Комментарий
1. Контроль за состоянием кредитного портфеля и выявление проблемных кредитов

Для осуществления мониторинга состояния кредита в течение всего срока действия договора сотрудники кредитного подразделения банка в рамках своей компетенции осуществляют контрольно-проверочные мероприятия, направленные на выявление признаков, наличие которых позволяет классифицировать кредит как проблемный.

Таковыми признаками являются:

  • наличие просрочки по кредиту;
  • злостное уклонение заемщика от передачи в банк паспорта транспортного средства на автомобиль;
  • наличие информации о планируемом или состоявшемся изменении места жительства заемщика, а также места нахождения предметов залога без уведомления банка в установленном порядке;
  • нестабильное поведение заемщика, в частности, его уклонение по различным причинам от контактов с представителями банка.


В случае выявления проблемного кредита он немедленно передается в службу Collection.

2. Централизация
Вся работа с проблемным кредитом от момента признания его проблемным до урегулирования сосредоточена в одном подразделении - службе Collection.
Работа с региональными должниками, получавшими кредиты в филиалах, координируется из головного офиса.
3. Сегментация

Требуется дифференцированный подход к обработке проблемного кредита в зависимости от:

  • вида кредитного продукта;
  • размера кредита;
  • причины признания его проблемным.

Сегментация позволяет повысить эффективность действий, так как учитывает профиль сегмента и таким образом оптимизирует использование ресурсов.

4. Soft

Первоначальная обработка проблемного заемщика осуществляется сотрудниками отдела Soft и длится 60 дней от момента признания заемщика проблемным.

Основные мероприятия следующие:

  • звонки;
  • направление письменных уведомлений (3 вида);
  • рассылка SMS-сообщений.
5. Hard

Обработка проблемного кредита на данной стадии в среднем осуществляется от 30 до 60 дней.

Итогом работы отдела Hard может быть:

  • погашение заемщиком имеющейся просроченной дебиторской задолженности или полное погашение кредита;
  • передача кредитного дела юристам для подготовки иска в суд;
  • направление заявления в правоохранительные органы на возбуждение уголовного дела;
  • передача кредитного дела в коллекторское агентство.
6. Legal
При наличии решения суда и исполнительного производства в отношении заемщика осуществляется сопровождение исполнительного производства, осуществляемого службой судебных приставов, в части вопросов оперативного характера, в т.ч. подготовка и участие в исполнительных действиях, связанных с арестом, изъятием имущества, обремененного залогом, и прочего имущества должников.
7. Автоматизация
Весь процесс обработки проблемного кредита происходит при помощи специализированного программного обеспечения, позволяющего систематизировать и алгоритмизировать работу, увеличить скорость выполнения процессов и снизить задержки между этапами обработки проблемного кредита.
8. Взаимодействие с коллекторскими агентствами

Практикуется взаимодействие с рядом коллекторских агентств в рамках агентских договоров. Процесс работы с просоченными кредитами передача должников в работу может осуществляться как по окончании стадии Hard (после досудебной работы), так и по окончании полного цикла работы с должником.

9. Аналитика

По результатам работы с проблемным кредитом проводится анализ причин возникновения проблемного кредита, осуществления процедур контроля за состоянием кредита.

Целью данного анализа является выявление обстоятельств, повлекших за собой возникновение проблемного кредита, а также подготовка рекомендаций по совершенствованию деятельности подразделений банка, участвующих в предоставлении кредитов.

10. Методические рекомендации
Регулярно проводятся тренинги по теме противодействия кредитному мошенничеству среди сотрудников подразделений, осуществляющих продажу кредитных продуктов. Разрабатываются методические рекомендации и инструкции для кредитных менеджеров.

 ("Банковское кредитование", N 6, ноябрь-декабрь 2007 г.)

 

АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510