Банковские счета (Письмо)

Документ

Название документа

Комментарий к содержанию

Комментарий к документу

Письмо Банка России от 04.07.2008 № 81-Т Разъяснения по отдельным вопросам, поступившим от территориальных учреждений Банка России Разъяснения, направленные территориальным учреждениям Банка России, коснулись, в частности, порядка списания денежных средств в бесспорном порядке со счетов органов федерального казначейства, бюджетных учреждений. Сообщено, что анализ содержания статьи 239, а также главы 24.1 "Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ" Бюджетного кодекса РФ исключает возможность списания денежных средств бюджетов бюджетной системы РФ в бесспорном порядке на основании иных исполнительных документов, кроме исполнительных документов, основанных на судебных решениях. Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" (ВБР, 09.07.2008, № 36).
Письмо Банка России от 16.06.2008 № 65-Т О закрытии счетов и переносе остатков средств банков-нерезидентов в валюте Российской Федерации Уполномоченным банкам, имеющим остатки на балансовых счетах NN 30122, 30123, 30230 и 30231 (счета банков-нерезидентов в валюте РФ), рекомендовано провести работу по закрытию указанных счетов. При этом остатки денежных средств в рублях могут быть использованы банками-нерезидентами для покупки иностранной валюты с ее последующим перечислением на указанные ими счета либо перечислены на корреспондентские счета, открытые в уполномоченных банках на основании договора банковского счета на балансовом счете N 30111 "Корреспондентские счета банков-нерезидентов". Текст Письма опубликован в "Вестнике Банка России" (ВБР, 26.06.2008, № 34).
Письмо Банка России от 22.11.2007 № 180-Т О предварительных результатах тестовых испытаний и программе подготовки электронных сообщений В период с 6 по 8 ноября 2007 года были проведены тестовые испытания системы доставки электронных сообщений от кредитных организаций до уполномоченного налогового органа с использованием телекоммуникационной системы Банка России. В испытаниях участвовали 11 кредитных организаций, осуществляющих деятельность на территории ряда субъектов Российской Федерации, в частности, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Республики Татарстан и Алтайского края.  
Письмо Банка России от 31.10.2007 № 170-Т Об особенностях принятия на банковское обслуживание юридических лиц-нерезидентов, не являющихся российскими налогоплательщиками Центральным Банком РФ в результате осуществления надзорной деятельности за кредитными организациями выявлено, что по счетам ряда клиентов кредитных организаций активно осуществляются операции, носящие запутанный или необычный характер, не имеющие очевидного экономического смысла или очевидной законной цели. Во многих случаях в проведении таких операций участвуют юридические лица-нерезиденты, получившие в налоговых органах код иностранной организации, но не являющиеся российскими налогоплательщиками, не имеющие ИНН и не сдающие соответствующую отчетность. Учитывая затруднения с проверкой информации, необходимой для идентификации юридических лиц-нерезидентов, не являющихся российскими налогоплательщиками, кредитным организациям в целях обеспечения управления риском потери деловой репутации и правовым риском даны рекомендации по вопросу принятия на банковское обслуживание таких юридических лиц-нерезидентов. Так, до заключения договора банковского счета от указанных лиц в дополнение к сведениям, необходимым для идентификации клиента, желательно получить информацию о наименовании и местонахождении иностранных кредитных организаций, с которыми у юридического лица-нерезидента имелись или имеются гражданско-правовые отношения, вытекающие из договора банковского счета, о характере и продолжительности этих отношений, об основных контрагентах, объемах и характере операций, которые предполагается проводить с использованием банковского счета, открываемого в российской кредитной организации. Целесообразно выяснить, предоставляло ли юридическое лицо-нерезидент финансовый отчет за последний отчетный период. Также рекомендуется до заключения договора банковского счета запрашивать рекомендательные письма российских или иностранных кредитных организаций, с которыми у данных юридических лиц-нерезидентов имеются гражданско-правовые отношения, вытекающие из договора банковского счета. Договоры банковского счета с юридическими лицами-нерезидентами, не являющимися российскими налогоплательщиками, следует заключать на основании письменного решения руководителя кредитной организации или уполномоченного им сотрудника головного офиса кредитной организации. Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" (ВБР, 08.11.2007, № 61).
Письмо Банка России от 05.09.2007 № 12-1-5/2010 О применении Инструкции Банка России N 28-И Разъяснено, что учредительные документы юридического лица будут иметь значение для третьих лиц только после его государственной регистрации. При этом, законодательство РФ не связывает действительность учредительных документов вновь созданного юридического лица с наличием на них отметки регистрирующего органа. В соответствии с Инструкцией Банка России от 14.09.2006 N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" клиенту может быть отказано в открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту), если не представлены документы, подтверждающие сведения, необходимые для идентификации клиента, либо представлены недостоверные сведения, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Таким образом, если имеются основания полагать, что клиентом представлены учредительные документы, не соответствующие представленным на государственную регистрацию, то банку следует отказать клиенту в открытии счета. "Официальные документы", N 39, 23.10.2007 (еженедельное приложение к газете "Учет, налоги, право").
Информационное письмо от 31.07.2007 № 12 Обобщение практики применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России Разъяснены отдельные вопросы применения кредитными организациями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Организации, осуществляющие операции с денежными средствами, обязаны идентифицировать лицо, находящееся у них на обслуживании. В целях идентификации клиента - юридического лица кредитная организация должна получить сведения о присутствии или отсутствии по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности. Конкретные способы установления кредитной организацией достоверности представленных юридическим лицом сведений о его присутствии или отсутствии по своему местонахождению законодательством РФ не предусмотрены. По мнению ЦБР, указанные сведения можно подтвердить следующими способами: путем получения от юридического лица письменного подтверждения о том, что его постоянно действующий орган управления либо иной орган или лицо, имеющие право действовать от имени юридического лица без доверенности, фактически располагаются по местонахождению юридического лица; путем выезда по адресу юридического лица в целях подтверждения достоверности сведений о его местонахождении в ходе визуального осмотра; иными способами, которые кредитная организация сочтет возможными. Также разъясняется, что операция по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо эквивалентную сумму в иностранной валюте. При этом федеральное законодательство не позволяет однозначно определить количество сообщений, которые кредитная организация должна направить в уполномоченный орган при зачислении денежных средств на счет (вклад) и списании денежных средств со счета по операциям между юридическими лицами - клиентами одной кредитной организации в случае, когда период деятельности каждого юридического лица (плательщика и получателя) не превышает трех месяцев со дня регистрации. ЦБР считает возможным в таком случае направлять одно сообщение. При этом в поле DESCR отчета в виде электронного сообщения рекомендуется указывать информацию о периоде деятельности каждого юридического лица (плательщика и получателя). Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" (ВБР, 08.08.2007, № 45).
Письмо Банка России от 27.04.2007 № 60-Т Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг) В целях более эффективного противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Центральный банк РФ рекомендует кредитным организациям при заключении договоров, предусматривающих обслуживание клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету (включая интернет-банкинг), и создающих для уполномоченного лица (лиц) клиента возможность распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете, используя аналог собственноручной подписи, коды, пароли и иные средства, включать в договоры положение о праве кредитной организации после предварительного предупреждения отказывать клиенту в приеме от него распоряжения на проведение операции по банковскому счету (вкладу), подписанному аналогом собственноручной подписи, в случае выявления сомнительных операций клиентов. В таких случаях рекомендовано принимать от клиентов только надлежащим образом оформленные расчетные документы на бумажном носителе. Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" (ВБР, 08.05.2007, № 25).
Письмо Банка России от 12.02.2007 № 31-1-6/363 О применении Инструкции N 28-И Даны некоторые разъяснения по вопросу применения Инструкции Банка России от 14.09.2006 г. N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)". В частности, отмечается, что для открытия расчетного счета лицензии юридических лиц предоставляются только в том случае, если они имеют непосредственное отношение к правоспособности клиента заключать договор банковского счета соответствующего вида. Что касается исполнения банком расчетных документов после расторжения договора банковского счета, запись о котором не исключена из Книги регистрации открытых счетов, сообщается, что в настоящее время данная ситуация на нормативном уровне не урегулирована. Вместе с тем, анализ норм ГК РФ о договоре банковского счета, по мнению ЦБР, позволяет сделать вывод о том, что у банка с момента прекращения договора банковского счета отсутствует обязанность по исполнению любых расчетных документов, предъявленных к соответствующему банковскому счету. Поэтому практику исполнения банком поручения налогового органа на списание денежных средств со счета после прекращения договора банковского счета нельзя признать надлежащей. Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru).
Письмо Банка России (Методические рекомендации) от 16.01.2006 № 1-Т О Методических рекомендациях по проведению проверок уполномоченных банков по вопросам открытия и использования специальных банковских счетов резидентов и нерезидентов и соблюдения порядка резервирования и возврата сумм резервирования при осуществлении валютных операций Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях повышения эффективности проведения проверок соблюдения уполномоченными банками (филиалами уполномоченных банков) требований об открытии и использовании специальных банковских счетов резидентов и нерезидентов, установленных Инструкцией Банка России от 07.07.2004 № 116-И "О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов", а также порядка резервирования и возврата сумм резервирования при осуществлении валютных операций и при списании либо при зачислении денежных средств со специального банковского счета или на специальный банковский счет резидента или нерезидента, установленного Инструкцией Банка России от 01.06.2004 № 114-И "О порядке резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций". Целью проведения проверок является оценка выполнения уполномоченными банками требований Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", нормативных правовых актов Правительства РФ и нормативных актов Банка России.  
Письмо ФНС РФ от 29.12.2005 № ММ-6-03/2010@ О порядке применения банками с 01.01.2006 пункта 5 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральная налоговая служба России разъясняет, что:
исчисление налога на добавленную стоимость всеми налогоплательщиками этого налога, включая банки, производится по мере отгрузки товаров (работ, услуг), имущественных прав. При этом моментом определения налоговой базы является одна из наиболее ранних дат, т.е. день отгрузки товаров (работ, услуг), имущественных прав либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящей отгрузки товаров (работ, услуг), имущественных прав;
при утверждении банком в учетной политике на 2006 год порядка исчисления налога в соответствии с п.5 ст.170 НК РФ уплата налога в бюджет по операциям, подлежащим налогообложению, производится по мере получения оплаты. В затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль, включаются суммы налога, уплаченные поставщикам при приобретении для основной производственной деятельности товаров (работ, услуг), в т.ч. основных средств и нематериальных активов.
 
Письмо ФНС РФ от 02.09.2005 № ШС-6-24/733@ Об открытии (закрытии) налогоплательщику счета в банке Федеральная налоговая служба разъясняет, что банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в 5-дневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета. Датой открытия (закрытия) счета клиента следует считать дату соответствующей записи в Книге регистрации открытых счетов.  
Письмо ФНС РФ от 10.06.2005 № ШС-6-24/480@ Об отдельных вопросах заполнения и представления форм документов, содержащих информацию об открытии (закрытии) и изменении номеров банковских счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей    
Письмо ФНС РФ от 27.04.2005 № КБ-6-24/351@ О предоставлении информации по отдельным видам банковских счетов ФНС России в связи с поступающими запросами о предоставлении в налоговые органы информации об открытии (закрытии) отдельных видов банковских счетов сообщает, что обязанность налогоплательщиков и банков сообщать в налоговый орган информацию об открытии или закрытии банковских счетов распространяется на специальные банковские счета в иностранной валюте "Р1" и "Р2".  
Письмо Банка России от 10.06.2004 № 63-Т О представлении кредитными организациями в налоговые органы информации о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Центральный банк Российской Федерации направляет для использования в работе письмо (прилагается) Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29.04.2004 № 09-1-02/1911 по вопросу представления в налоговые органы информации о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.  
Письмо МНС РФ от 03.02.2004 № ММ-6-09/105@ По вопросу открытия кредитными организациями банковских счетов Предоставление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями документов, подтверждающих регистрацию данных лиц в качестве плательщиков взносов в государственные внебюджетные фонды, для открытия банковского счета в кредитную организацию не требуется.  
Письмо МНС РФ от 15.11.2002 № ММ-6-09/1768@ О сообщении банками в налоговые органы сведений об открытии (закрытии) корреспондентских счетов В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета. В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса понятие счета, используемое в практике налоговых правоотношений, распространяется на расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимате. Согласно статье 860 Гражданского кодекса РФ правила главы 45 "Банковский счет" распространяются на корреспондентские счета, корреспондентские субсчета, другие счета банков, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или установленными в соответствии с ними банковскими правилами.  
Письмо МНС РФ от 02.07.2002 № ММ-6-09/922@ О сообщении в налоговые органы об открытии (закрытии) счетов в банке в соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации ОТМЕНЕНО - Письмом МНС РФ от 06.02.2004 № 24-1-10/93  

АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510