ОПЕРАЦИИ С КЛИЕНТАМИ

Валютные операции

Операции с наличной иностранной валютой и чеками
(в том числе дорожными чеками)

     Архив

№ п/п

Вопрос

Ответ

Источник

14. new.gif (147 bytes) Между кредитной организацией и физическим лицом заключен кредитный договор, обязательства по которому выражены в иностранной валюте. Кредитная организация переуступила свое право требования по данному договору физическому лицу. При этом валюта договора изменена на рубли. Уступка оплачена физическим лицом в пользу кредитной организации в иностранной валюте.
1.    Правомерна ли указанная переуступка прав по кредитному договору?
2.    Законна ли оплата в иностранной валюте уступки права требования по кредитному договору?
3.    Вправе ли новый кредитор требовать оплаты в рублях?
1. Согласно подпункту 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» такие операции, как оплата физическим лицом-резидентом в иностранной валюте в пользу первоначального кредитора уступки прав кредитора по кредитному договору, так и оплата заемщиком-резидентом в иностранной валюте обязательств по кредитному договору в пользу нового кредитора-физического лица, следует расценивать как валютные операции.
Согласно статье 9 указанного Закона валютные операции между резидентами запрещены за некоторыми исключениями. Указанные выше операции, связанные с оплатой по договору цессии (уступки права требования) и оплатой по кредитному договору, к данным исключениям не относятся.
Исходя из вышеизложенного, несмотря на присутствие в судебной практике различных подходов к решению вопроса о возможности уступки кредитной организацией права требования по кредитному договорулицу, не имеющемулицензии на осуществление банковской деятельности, полагаем, что совершение уступки в указанном порядке не соответствует в первую очередь требованиям действующего валютного законодательства.
Полагаем, что в случае судебного спора решение рассматриваемой ситуации находится в компетенции суда, который рассматривает конкретное дело и принимает решение на основании исследования всех необходимых документов.
При этом можно отметить, что в юридической литературе и судебной практике, как отмечено выше, имеются различные точки зрения по вопросу возможности уступки кредитной организацией принадлежащего ей права требования от заемщика возврата выданной на основании кредитного договора суммы, если требование уступается лицу, не имеющему лицензии на осуществление банковской деятельности.

Один из подходов заключается в следующем. В силу положений статей 1 и 5 Закона РФ от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон о банках и банковской деятельности) право осуществлять операции по привлечению денежных средств физических
и юридических лиц во вклады и размещению указанных средств от своего имени на условиях возвратности, платности, срочности принадлежит кредитной организации. При этом не допускается передача кредитной организацией прав по кредитному договору другому лицу, не являющемуся кредитной организацией и не имеющему лицензии Центрального банка РФ на осуществление указанных банковских операций. Кроме того, согласно пункту 1 статьи 819 ГК РФ кредиторами по кредитным договорам могут быть только банки или иные кредитные организации. Исходя из вышеизложенного делается вывод, что уступка права требования не допускается и соглашение об уступке права требования будет являться ничтожным в силу положений ст. 168 и п. 1 ст. 388 ГК РФ.
Существует и иная точка зрения, заключающаяся в том, что отсутствуют препятствия для уступки права требования в отношении заемщика кредитором третьим лицам, в том числе и не обладающим лицензией на осуществление кредитных операций.
Такой вывод обосновывается следующими аргументами. Действующее законодательство не содержит норм, запрещающих банку уступить права по кредитному договору организации, не являющейся кредитной и не имеющей лицензии на занятие банковской деятельностью. Уступка требований по кредитному договору не относится к числу банковских операций, указанных в ст. 5 Закона о банках и банковской деятельности. Из названной нормы следует обязательность наличия лицензии только для осуществления деятельности по выдаче кредитов за счет привлеченных средств. По смыслу указанного Закона, с выдачей кредита лицензируемая деятельность банка считается реализованной. Ни данный Закон, ни статья 819 ГК РФ не содержат предписания о возможности реализации прав кредитора по кредитному договору только кредитной организацией (п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 № 120 «Обзор практики применения арбитражными судами положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации»). Кроме того, обязательство заемщика по возврату денежного долга является денежным обязательством, в котором личность заимодавца (кредитора) не имеет значения для должника.

2.    Осуществление резидентом-физическим
лицом платежа в пользу кредитной организации-резидента в иностранной валюте в рассматриваемой ситуации запрещено нормами валютного законодательства.

3.    Изменение валюты договора при отсутствии иных условий в кредитном договоре возможно только по соглашению сторон - кредитной организации и заемщика и должно быть оформлено в письменной форме.
"Бухгалтерский учет в кредитных организациях" № 03 (129) март 2009 г.
13. Может ли уполномоченный банк в приказе (распоряжении) об установлении либо изменении курсов  и кросс-курсов иностранных валют указывать дату и  время,   с которого он начинает действовать? Например,
приказ (распоряжение) уполномоченным банком издается  в пятницу, а действовать начинает в субботу.
В соответствии с пунктом  4.27 Инструкции N 113-И в приказе (распоряжении) уполномоченного  банка (филиала уполномоченного банка) об
установлении либо изменении курсов и кросс-курсов иностранных валют указываются фактический адрес обменного пункта, установленные (измененные) курсы иностранных   валют и кросс-курсы на текущую дату, а также дата и время (в часах и минутах) установления (изменения) курсов иностранных валют и кросс-курсов. При этом перечень информации, указываемый в приказе (распоряжении) уполномоченного банка, является исчерпывающим.
     Вместе с тем формулировка "дата и время (в  часах и минутах) установления (изменения) курсов  иностранных валют и кросс-курсов" может
трактоваться не только как дата и время непосредственно издания приказа и одновременного установления  (изменения   курсов  иностранных валют и кросс-курсов, но и как дата  и время, с которого фактически начинает
действовать установленный (измененный) курс.
     В том случае если предполагается, что устанавливаемый курс начнет действовать не со  дня издания приказа (распоряжения), а, например, со следующего дня, то в приказе (распоряжении) следует указать предполагаемые дату и время, с которых начнет действовать устанавливаемый курс.
Информационное письмо Банка России от 31.03.2009 № 38
"Вопросы по применению Инструкции Банка России от 28 апреля 2004 года N 113-И "О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц" (далее - Инструкция N 113-И)"
12. new.gif (147 bytes) Может ли уполномоченный банк заполнить графы 15, 16, 17 и 18 Реестра операций с наличной валютой и чеками  (далее - Реестр) при совершении физическим лицом  операции на сумму, не превышающую 600 000
рублей (либо на эквивалентную сумму в иностранной валюте)?

 

 

 

 

Порядок формирования кассовых документов в иностранной валюте бухгалтерским работником. Особенности заполнения реестра

Абзацем 2 пункта  4.15 Инструкции N 113-И установлено, что графа 15 Реестра не заполняется  при совершении операций, указанных в подпунктах
3.1.1 - 3.1.3 и 3.1.7 Инструкции N 113-И, если сумма совершаемой операции не превышает 15 000 рублей либо не превышает сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей, за  исключением случая, когда у кассового работника  обменного пункта  возникают подозрения, что  операция осуществляется в целях легализации   (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
     Абзацем 3 пункта 4.15 Инструкции N 113-И установлено, что графы 16, 17, 18  Реестра   заполняются при совершении операции с наличной валютой и чеками, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей,   либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или  превышает ее, а также в случае проведения иных операций, подпадающих под действие Федерального закона "О противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных   преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон).
     При этом согласно приложению  4 к Инструкции N 113-И (Порядок заполнения Реестра  операций с наличной валютой и чеками) по усмотрению уполномоченного банка (филиала уполномоченного банка) в Реестр могут быть
включены иные сведения при условии   сохранения сведений, установленных Инструкцией N 113-И.
     В связи с тем, что согласно пункту 1.2 статьи 7 Федерального закона при осуществлении  физическим лицом операции по покупке или  продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 15 000 рублей либо не
превышающую сумму в иностранной валюте,   эквивалентную 15 000 рублей, идентификация   клиента - физического лица, установление и идентификация выгодоприобретателя не   проводятся, за исключением случая, когда у
работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным  имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, графы 15, 16, 17, 18 Реестра при осуществлении
физическим лицом операций с наличной валютой   и чеками на сумму, не превышающую 15 000 рублей либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей, не заполняются.
     Вместе с тем в случае если физическое лицо, совершающее операции с наличной   валютой  и чеками на сумму, не превышающую 15 000 рублей либо не превышающую сумму в иностранной  валюте, эквивалентную 15 000 рублей, обратится  с  просьбой зафиксировать предусмотренную пунктами 7 и 8 приложения 6 к Инструкции  N 113-И информацию в документе, выдаваемом
физическому лицу при осуществлении операций с наличной валютой и чеками, то указанная   информация может быть отражена в графах 16 и 17 Реестра с обязательной пометкой, что информация внесена по просьбе клиента, или в дополнительных графах Реестра.
     При этом сведения, указанные в пунктах  7 и 8  приложения  6 к Инструкции N  113-И, вносятся   кассовым работником в документ только по
просьбе самого физического лица на основании   одного из документов, указанных в пункте 4.7 Инструкции N 113-И.
     Кроме того, если при совершении операций, указанных в подпунктах 3.1.1  - 3.1.3 и 3.1.7 Инструкции N 113-И, на сумму, не превышающую 15 000 рублей либо не  превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15
000  рублей,  уполномоченный банк располагает   информацией о коде страны гражданства   физического лица, указанная информация может быть отражена в графе15  Реестра с обязательной   пометкой, что информация является дополнительной, или в дополнительной графе Реестра.
     В  соответствии  с пунктом 3.1 Положения Банка России от 19.08.2004 N 262-П    "О порядке  идентификации кредитными организациями  клиентов и выгодоприобретателей в целях   противодействия легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение N 262-П) при осуществлении банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том
числе  дорожными чеками), предусмотренных Инструкцией N 113-И, на сумму от 15 000 рублей до 600 000 рублей (либо на эквивалентную сумму в иностранной валюте) проводится упрощенная идентификация физического лица.
     При  этом пунктом   2.4  Положения  N  262-П   установлено,  что при проведении кредитной организацией упрощенной идентификации физических лиц, осуществляющих  операции на   основании Инструкции N  113-И,  сведения,
указанные в  статье   7 Федерального закона, могут   фиксироваться не в анкете/досье клиента, а иными  способами, определенными правилами проведения банковских операций и иных сделок.
     Таким образом, указанные сведения о клиенте,  полученные при проведении предусмотренных Инструкцией N 113-И банковских операций и иных
сделок с наличной валютой и чеками, могут быть зафиксированы в Реестре при условии сохранения сведений, установленных указанной Инструкцией.
     На основании изложенного следует, что при  совершении операций с наличной валютой и  чеками на сумму от 15 000 до 600 000 рублей (либо на эквивалентную сумму в иностранной валюте)  уполномоченный банк в целях фиксирования  данных,  полученных  при   упрощенной  идентификации,  вправе заполнить графы 16, 17 и при наличии информации об адресе места жительства (места пребывания) графу 18 Реестра.
     При этом сведения, указываемые в графах 16, 17, 18 Реестра, могут быть зафиксированы иным    способом,  в  частности,   путем  введения
дополнительных граф Реестра.
Информационное письмо Банка России от 31.03.2009 № 38
"Вопросы по применению Инструкции Банка России от 28 апреля 2004 года N 113-И "О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц" (далее - Инструкция N 113-И)"
11. Банк просит дать разъяснения о возможности выдачи и приему наличной иностранной валюты сотрудникам банка из кассы банка, минуя зачисление необходимой суммы аванса в иностранной валюте на банковские счета сотрудников-физических лиц, как резидентов так и нерезидентов, для возмещения их расходов при направлении в служебную командировку за пределы территории Российской Федерации (далее — командировочные расходы).
Согласно пункту 9 части 1 статьи 9 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном контроле и валютном регулировании» (далее — Закон) к числу разрешенных валютных операций между резидентами относятся операции по оплате и (или) возмещению расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации, а также операции при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой.
Согласно части 3 статьи 9 Закона без ограничения осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные с валютными операциями, отнесенными к банковским операциям в соответствии с законодательством Российской Федерации, к числу которых относятся операции по кассовому обслуживанию физических лиц.
Выдача и прием наличных денежных средств из кассы банка физическому лицу является одним из видов кассовых операций, относящихся к кассовому обслуживанию. Причем согласно Положению Банка России от 24.04.2008 № 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации» под выдачей и приемом наличных денежных средств из (в) кассы(у) банка понимается любая операция по передаче наличных денежных средств физическому лицу (от физического лица) по расходному (приходному) кассовому ордеру независимо от типа операции (выдача с банковского счета (счета по учету вкладов), зачисление на банковский счет (зачисление на счет по учету вклада), выдача заработной платы, выдача сумм под отчет, прием неизрасходованного аванса, выданного под отчет, и т.п.).
При этом согласно Положению Банка России от 26.03.2007 № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (далее — Правила) суммы средств, выдаваемых банком под отчет, банк обязан учитывать на счетах второго порядка № 60308 «Расчеты с работниками по подотчетным суммам».
В соответствии с пунктом 6.7 части II «Общая часть» Правил суммы, выдаваемые под отчет, учитываются по дебету такого счета в корреспонденции со счетом по учету кассы. Иная корреспонденция по дебету счета № 60308 (со счетами по учету расчетов) предусмотрена только в случае, когда подотчетное лицо в связи со служебной необходимостью находится вне пределов кредитной организации. При этом перечень счетов для корреспонденции по выдаче денежных средств является закрытым и банковский счет физического лица среди них не поименован.
Согласно указанному пункту по кредиту счета № 60308 в корреспонденции со счетом кассы отражаются суммы сдаваемых денежных средств на основании отчетов по использованию подотчетных денежных средств. Банковский счет физического лица не указывается.
Будут ли правомерными действия банка по соблюдению требований трудового законодательства об обязанности банка компенсировать сотруднику командировочные расходы путем выдачи под отчет из кассы банка наличных денежных средств в иностранной валюте без предварительного зачисления суммы аванса на текущий счет сотрудника? Если такие действия банка будут считаться неправомерными, то какими бухгалтерскими проводками должны сопровождаться операции по выдаче (погашению) сотруднику средств в иностранной валюте на командировочные расходы?
Вопросы, связанные с порядком выдачи работодателем своему сотруднику наличной иностранной валюты для возмещения расходов при направлении работника в служебную командировку за пределы Российской Федерации, нормативными актами Банка России не регулируются.
В то же время пункт 9 части 1 статьи 9 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон) разрешает проведение между резидентами валютных операций, связанных с оплатой и (или) возмещением расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы Российской Федерации, а также операции при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой.
Следовательно, в данном случае законодатель предоставляет право выдать работнику денежные средства в наличной иностранной валюте, например, через кассу, и эта операция не противоречит Закону.
Кроме того, следует учитывать, что на основании ст. 4 Закона все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.
Согласно пункту 1.17 части I Положения Банка России от 26.03.2007 № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» операции по счетам в иностранной валюте производятся с соблюдением валютного
законодательства Российской Федерации, и учет операций в иностранной валюте ведется на тех же счетах второго порядка, на которых учитываются операции в рублях, с открытием отдельных лицевых счетов. Принимая во внимание вышеизложенное, полагаем, что порядок бухгалтерского учета операций, связанных со служебными командировками за пределы Российской Федерации, аналогичен порядку, предусмотренному для учета командировочных расходов, осуществляемых в пределах Российской Федерации.

 

Выплата командировочных

"Бухгалтерский учет в кредитных организациях", № 12 (126) декабрь 2008 г.
10.

Вопрос по применению Инструкции Банка России от 28.04.2004 N 113-И "О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц".

Обязан ли кассовый работник уполномоченного банка, филиала уполномоченного банка и их внутренних структурных подразделений оформлять Реестр операций с наличной валютой и чеками в случае, если в течение рабочего дня уполномоченным банком (филиалом уполномоченного банка) и их внутренними структурными подразделениями операции с наличной валютой и чеками не совершались?

 

Порядок формирования кассовых документов в иностранной валюте бухгалтерским работником

В соответствии с пунктом 4.5 Инструкции N 113-И операции с наличной валютой и чеками осуществляются в присутствии физического лица.

На основании пункта 4.10 Инструкции N 113-И началом осуществления операции с наличной валютой и чеками считается момент передачи физическим лицом кассовому работнику обменного пункта наличной валюты, чеков, платежных карт, необходимых для осуществления операции с наличной валютой и чеками, а также (за исключением случая, установленного пунктом 1.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма") одного из документов, приведенных в пунктах 4.7 и 4.8 Инструкции N 113-И. Указанные действия рассматриваются как согласие физического лица на условия осуществления операции с наличной валютой и чеками.

Согласно пункту 4.13 Инструкции N 113-И во время осуществления операции с наличной валютой и чеками кассовый работник заполняет Реестр операций с наличной валютой и чеками.

В связи с этим открытие и заполнение Реестра должно быть обусловлено необходимостью отражения в нем информации об осуществляемой физическим лицом операции с наличной валютой и чеками.

В случае, если в течение рабочего дня уполномоченным банком, филиалом уполномоченного банка и их внутренними структурными подразделениями операции с наличной валютой и чеками не осуществлялись, Инструкция N 113-И не содержит для кассового работника уполномоченного банка (филиала уполномоченного банка) и их внутренних структурных подразделений обязанности по открытию, распечатыванию и хранению Реестра, не содержащего информации об операциях с наличной валютой и чеками.

Информационное письмо Банка России от 6 августа 2007 № 36
9. Необходимо ли кассовому работнику обменного пункта при осуществлении операций, указанных в пунктах 3.1.16 - 3.1.19 Инструкции Банка России от 28.04.2004 № 113-И "О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц" (далее - Инструкция № 113-И), указывать в графе 13 Реестра операций с наличной валютой и чеками номер счета физического лица?

Порядок формирования кассовых документов в иностранной валюте бухгалтерским работником. Особенности заполнения реестра

В соответствии с п.4.13 Инструкции № 113-И во время осуществления операции с наличной валютой и чеками кассовый работник обменного пункта заполняет электронный Реестр операций с наличной валютой и чеками по форме, приведенной в приложении 4 к Инструкции № 113-И. Кассовый работник обменного пункта ведет один Реестр операций с наличной валютой и чеками по всем видам операций с наличной валютой и чеками, совершаемых в течение рабочего дня обменного пункта, за исключением операций, указанных в подпунктах 3.1.8 и 3.1.15 Инструкции № 113-И. При совершении операций по выдаче наличной иностранной валюты и наличной валюты РФ со счетов с использованием платежных карт в графе 13 Реестра операций с наличной валютой и чеками кассовый работник вправе не указывать номер счета физического лица, если не располагает информацией о нем. Информационное письмо ЦБ РФ от 31.12.2004 № 30.
8. Как следует отражать данные в отчетности по форме 0409667 "Отчет о внесении и возврате сумм резервирования": в разрезе каждой конкретной операции по внесению и возврату сумм резервирования или суммарно по кодам видов операций, по которым за отчетный период вносились или возвращались суммы резервирования? В соответствии с порядком составления и представления отчетности по форме 0409667 (приложение 1 к Указанию № 1376-У) данные в указанной форме отражаются суммарно по кодам видов операций, по которым внесены или возвращены суммы резервирования за отчетный период. Информационное письмо ЦБ РФ от 31.12.2004 № 30.
7. Существуют ли ограничения на внесение наличной иностранной валюты на банковские счета резидентов и получение наличной иностранной валюты с банковских счетов резидентов?

Порядок приема наличной иностранной валюты от клиентов

На основании п.2 ч.3 ст.9 Федерального закона валютные операции, связанные с внесением резидентами наличной иностранной валюты на свои банковские счета (в банковские вклады) (до востребования и на определенный срок) и получением резидентами наличной иностранной валюты со своих банковских счетов (банковских вкладов) (до востребования и на определенный срок), осуществляются без ограничений. Таким образом, уполномоченный банк вправе выдавать резиденту наличную иностранную валюту с его счета, а также зачислять наличную иностранную валюту на его счет. Информационное письмо ЦБ РФ от 31.12.2004 № 30.
6. Распространяется ли действие пунктов 3.2.5 - 3.2.6 Указания ЦБ РФ от 11.06.2004 № 1446-У на операции по переводам и выплате переводов физических лиц, осуществляемых по системе Western union?

Переводы по системе Western union

Прием и выплата переводов без открытия банковского счета осуществляется в соответствии с пунктами 3.2.5 - 3.2.8 Указания ЦБ РФ № 1446-У независимо от способа получения или осуществления перевода (через платежную систему Western union или корреспондентский счет). Журнал "Бухгалтерский учет в кредитных организациях" № 11, ноябрь 2004.
5. В настоящее время настройки используемой банком автоматизированной бухгалтерской системы позволяют осуществлять записи по бухгалтерским счетам в иностранной валюте в двух плоскостях: в валюте счета и в рублях в сумме, приведенной по официальному курсу ЦБ РФ. При данной учетной технологии образующиеся в результате конверсионных операций (рубль / валюта) доходы / расходы в виде реализованных курсовых разниц всегда выделяются с соответствующих счетов, открытых в рублях. Указание ЦБ РФ № 1446-У предписывает проводить записи по валютным счетам в рублевой оценке по курсу, установленному уполномоченным банком, вследствие чего возникающие реализованные курсовые разницы подлежат выделению уже с соответствующих счетов, открытых в иностранной валюте. В этой связи просим уточнить возможность применения банком учетного метода выделения реализованных курсовых разниц, альтернативного установленному в Указании ЦБ РФ № 1446-У. В случае если нормативные требования ЦБ РФ в этой части носят императивный характер, следует ли банку внедрять данный учетный метод при отражении в бухгалтерском учете совершаемых банком безналичных конверсионных операций (безналичная клиентская конверсия, межбанковские сделки и пр.)? Операции покупки - продажи иностранной валюты как в наличной, так и в безналичной формах отражаются в бухгалтерском учете по курсу сделки, а затем осуществляется отражение курсовой разницы и в итоге на счетах по учету наличной иностраной валюты, требований обязательств по поставке иностранной валюты в безналичной форме купленная (проданная) иностранная валюта будет отражена по официальному курсу ЦБ РФ. Журнал "Бухгалтерский учет в кредитных организациях" № 11, ноябрь 2004.
4. Каков порядок валютного контроля за переводами иностранной валюты физическими лицами - резидентами из Российской Федерации со  своих счетов, открытых в уполномоченных банках? Абзацем 2 ч.2 ст.5 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ) установлено, что если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов не установлены органами валютного регулирования в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. Учитывая изложенное, без ограничений осуществляются переводы физическим лицом - резидентом из Российской Федерации иностранной валюты со своего счета, открытого в уполномоченном банке, за исключением запрещенных валютных операций между резидентами (ст.9 Федерального закона № 173-ФЗ) и операций, проводимых по cпециальному банковскому счету "Ф", при условии подтверждения уполномоченному банку, что физическое лицо - резидент не проводит подобных операций. Уполномоченный банк как агент валютного контроля вправе на основании п.3 части 1 ст.23 Федерального закона № 173-ФЗ запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций. При этом при проведении вышеуказанных операций не требуется представления документов, указанных  в главе 1 Инструкции ЦБ РФ от 15.06.2004 № 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция № 117-И). Уполномоченный банк самостоятельно устанавливает систему контроля за вышеуказанными операциями. При этом контроль уполномоченного банка может быть установлен в зависимости от суммы проводимой операции. Например, до определенной суммы подтверждающие документы не предоставляются и достаточно заявления физического лица - резидента о том, что проводимые операции не связаны с расчетами между резидентами и не требуют проведения операции по специальному банковскому счету "Ф"; свыше определенной суммы в уполномоченный банк предоставляются документы, подтверждающие операцию. При этом уполномоченные банки при установлении системы валютного контроля могут использовать положения Инструкции № 117-И. Физические лица - резиденты вправе осуществлять трансграничные переводы иностранной валюты со своих счетов, открытых в уполномоченных банках, на свои счета в банках за пределами Российской Федерации при условии соблюдения требований, установленных ст.12 Федерального закона № 173-ФЗ. Информационное письмо ЦБ РФ от 31.08.2004 № 29.
3. Требуется ли оформление паспорта бартерной сделки по договорам, предусматривающим перемещение товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, в отношении которых в Российской Федерации отменены таможенное оформление и таможенный контроль?

Оформление паспорта сделки

Пунктом 5 Указа Президента РФ от 18.08.1996 № 1209 установлено, что при совершении внешнеторговых бартерных сделок экспорт товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности может быть осуществлен только после оформления паспорта бартерной сделки в соответствии с п.8 настоящего Указа. Таким образом, законодательство РФ не предусматривает исключений по оформлению паспортов бартерных сделок в зависимости от наличия либо отсутствия таможенного оформления и таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ с отдельными государствами. Государственный таможенный  комитет РФ. 17.07.2002.
Е.Ю.Ладожина.
2. Какие документы необходимо представить в банк в качестве оригинала договора при заключении договора с использованием факсимильной связи?

Внешнеэкономический договор

На основании п.2 ст.432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. В соответствии с п.2 ст.434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. При заключении договора с использованием факсимильной связи клиент представляет в уполномоченный банк полученную от контрагента - нерезидента по факсу оферту и подписанный клиентом оригинал акцепта (либо полученный от контрагента - нерезидента по факсу акцепт предложенной клиентом оферты и подписанный клиентом оригинал оферты). "Вестник Банка России", 26.05.2000, № 28.
1. Вопросы по признакам, предусмотренным пунктом 1.2 Указания ЦБ РФ от 12.02.1999 № 500-У:   "Вестник Банка России", 26.05.2000, № 28.
- по подпункту "а":
а) какие из случаев подпадают под действие подпункта "а":
- в договоре не предусмотрены штрафные санкции и не предусмотрено обеспечение;
- в договоре не предусмотрены штрафные санкции, но предусмотрено обеспечение;
- в договоре предусмотрены штрафные санкции, но не предусмотрено обеспечение?
Под действие подпункта "а" п.1.2 Указания Банка России № 500-У подпадают случаи, когда в договоре не предусмотрены штрафные санкции и не предусмотрено обеспечение.
- по подпункту "а":
б) что понимается под обеспечением исполнения обязательств, учитывая, что Гражданский кодекс РФ в статье 329 не содержит исчерпывающего перечня способов обеспечения исполнения обязательств, к которым, в частности, могут быть отнесены аккредитивная форма расчетов, предоплата по экспорту или оплата импортируемых товаров после их ввоза на территорию Российской Федерации, страхование?
Действительно, гражданское законодательство не содержит исчерпывающего перечня способов обеспечения исполнения обязательств. Поэтому к способам обеспечения исполнения обязательств, предусмотренным пп."а" п.1.2 Указания Банка России № 500-У, могут быть отнесены как перечисленные в Гражданском кодексе РФ, так и другие, например, безотзывный аккредитив, предоплата по экспорту или оплата импортируемых товаров после их ввоза на территорию РФ, страхование, гарантия банка.
- по подпункту "д":
распространяется ли данный подпункт на частичные возвраты аванса?
Действие пп."д" п.1.2 Указания Банка России № 500-У распространяется на частичные возвраты аванса.
- по подпункту "е":
нужно ли отмечать наличие признака, предусмотренного данным подпунктом, если в соответствии с договором получателем является заключивший его нерезидент, а из ГТД, представляемой впоследствии в банк, следует, что товар получен третьим лицом?
Если в договоре третье лицо не указано, но из представленной ГТД следует, что товар получен третьим лицом, то необходимо отмечать наличие признака, предусмотренного подпунктом "е" п.1.2 Указания Банка России № 500-У.