08 июня 2007 г. N 82-Т
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(БАНК РОССИИ)
Указание оперативного характера
«О наблюдении за системой БЭСП»
При осуществлении наблюдения за системой валовых расчетов в режиме
реального времени Банка России, именуемой системой банковских электронных
срочных платежей (далее - система БЭСП), необходимо руководствоваться
следующим.
1. Наблюдение за системой БЭСП осуществляется Банком России
(Департаментом регулирования, управления и мониторинга платежной системы
Банка России совместно с территориальными учреждениями Банка России, в
соответствии с полномочиями, установленными, соответственно, в Положении о
Департаменте и нормативном акте Банка России, регулирующем деятельность
территориальных учреждений) и направлено на обеспечение ее эффективного и
бесперебойного функционирования, в том числе на снижение рисков платежных
систем.
2. Наблюдение за системой БЭСП необходимо осуществлять на основании
сведений, получаемых из системы БЭСП, отчетности, представляемой
территориальными учреждениями Банка России в соответствии с нормативными
актами Банка России, регулирующими перечень, формы, правила и порядок
составления и представления отчетности структурными подразделениями Банка
России в Центральный банк Российской Федерации, информации территориальных
учреждений Банка России и других структурных подразделений Банка России,
получаемой по запросам, а также с использованием иной необходимой
информации.
3. Департамент регулирования, управления и мониторинга платежной
системы Банка России в процессе наблюдения за системой БЭСП направляет
сведения о функционировании системы БЭСП руководителям Банка России,
курирующим данное направление, и структурным подразделениям Банка России,
к компетенции которых относятся рассматриваемые вопросы.
Территориальные учреждения Банка России направляют предложения,
касающиеся функционирования системы БЭСП, Департаменту регулирования,
управления и мониторинга платежной системы Банка России.
4. Наблюдение за функционированием системы БЭСП необходимо
осуществлять по следующим направлениям:
достаточность нормативно-правовой базы, обеспечивающей
функционирование системы БЭСП;
соблюдение правил и процедур функционирования системы БЭСП;
действие механизмов управления рисками ликвидности в системе БЭСП;
обеспечение быстрого окончательного расчета в системе БЭСП;
обеспечение операционной надежности в системе БЭСП;
эффективность и практичность системы БЭСП;
объективность и открытость критериев доступа для участия в системе
БЭСП;
прозрачность управления системой БЭСП.
4.1. Достаточность нормативно-правовой базы, обеспечивающей
функционирование системы БЭСП.
По данному направлению Департаментом регулирования, управления и
мониторинга платежной системы Банка России с использованием сведений,
полученных от территориальных учреждений Банка России:
выявляются конкретные области, в рамках которых в системе БЭСП может
потенциально возникнуть правовая неопределенность, в том числе при
возникновении конфликтных ситуаций между участниками системы БЭСП и Банком
России;
проверяется достаточность правового регулирования нормативными актами
Банка России, относящимися к системе БЭСП;
проверяется соответствие нормативных актов Банка России, относящихся
к системе БЭСП, требованиям законодательства Российской Федерации в
случаях внесения изменений в Федеральный закон «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)» и другие федеральные законы, принятия
новых федеральных законов, в связи с вступлением в силу нормативных актов
Банка России, относящихся к платежным системам.
На основании собранной по данному направлению информации
Департаментом регулирования, управления и мониторинга платежной системы
Банка России подготавливаются предложения о разработке нормативных и иных
актов Банка России, обеспечивающих функционирование системы БЭСП, а также
о внесении изменений в договоры, заключенные участниками системы БЭСП с
Банком России, в которых определяются права и обязанности кредитных
организаций (филиалов), клиентов Банка России, не являющихся кредитными
организациями (филиалами), и Банка России, возникающие при осуществлении
расчетов и проведении платежей через систему БЭСП.
4.2. Соблюдение правил и процедур функционирования системы БЭСП.
По данному направлению Департаментом регулирования, управления и
мониторинга платежной системы Банка России осуществляется оценка
функционирования системы БЭСП, при этом оценивается качество выполнения
участниками системы БЭСП правил и процедур функционирования системы БЭСП,
а также четкость представления о рисках, которые могут возникать в системе
БЭСП.
В этих целях:
4.2.1. проводится оценка:
количества электронных платежных сообщений, не принятых в обработку;
количества электронных платежных сообщений, время на обработку
которых до регистрации окончательности платежа превысило время,
установленное в системе БЭСП;
количества электронных платежных сообщений, исключенных
(аннулированных) из внутридневной очереди отложенных ЭПС после завершения
операционного дня системы БЭСП;
4.2.2. анализируются случаи и причины нарушений участниками системы
БЭСП правил и процедур функционирования системы БЭСП.
На основании собранной по данному направлению информации
Департаментом регулирования, управления и мониторинга платежной системы
Банка России подготавливаются предложения по изменению правил и процедур
функционирования системы БЭСП, совершенствованию применяемых
информационных технологий, а также при необходимости с участием
территориальных учреждений Банка России проводятся мероприятия по
разъяснению правил и процедур функционирования системы БЭСП участникам
системы БЭСП.
4.3. Действие механизмов управления рисками ликвидности в системе
БЭСП.
При наблюдении за действием механизмов управления рисками ликвидности
в системе БЭСП, направленных на предотвращение ситуаций, при которых
участник системы БЭСП не может провести платежи в полном объеме и в срок,
Департаментом регулирования, управления и мониторинга платежной системы
Банка России и территориальными учреждениями Банка России по прямым
участникам расчетов:
4.3.1. проводится оценка:
динамики количества электронных платежных сообщений, помещенных во
внутридневную очередь отложенных электронных платежных сообщений в системе
БЭСП (далее – внутридневная очередь отложенных ЭПС), а также объема
соответствующих платежей;
динамики количества исполненных электронных платежных сообщений из
внутридневной очереди отложенных ЭПС за счет управления прямыми
участниками расчетов своей ликвидностью в системе БЭСП, а также объема
соответствующих платежей;
динамики количества исполненных электронных платежных сообщений из
внутридневной очереди отложенных ЭПС за счет применяемых Банком России
механизмов управления указанной внутридневной очередью, а также объема
соответствующих платежей;
количества случаев уменьшения Банком России ликвидности системы БЭСП
(в случаях, предусмотренных нормативными актами Банка России);
количества случаев изменения прямыми участниками расчетов ликвидности
для расчетов в системе БЭСП;
количества и объема платежей, проведенных через систему БЭСП за счет
внутридневных кредитов.
4.3.2. анализируются:
случаи неоднократного (на протяжении трех и более операционных дней)
аннулирования в системе БЭСП электронных платежных сообщений прямого
участника расчетов;
причины возникновения ситуаций, при которых участник системы БЭСП не
может провести платежи в полном объеме и в срок.
На основании собранной по данному направлению информации
Департаментом регулирования, управления и мониторинга платежной системы
Банка России подготавливаются предложения по совершенствованию механизмов
управления рисками ликвидности.
4.4. Обеспечение быстрого окончательного расчета в системе БЭСП.
При наблюдении за обеспечением быстрого окончательного расчета в
системе БЭСП Департаментом регулирования, управления и мониторинга
платежной системы Банка России:
анализируется динамика количества электронных платежных сообщений, не
исполненных в системе БЭСП и аннулированных в конце операционного дня, а
также объема соответствующих платежей;
анализируются фактические показатели производительности системы БЭСП
с учетом их соответствия показателям, заявленным в
функционально-технических требованиях к системе;
выявляются факторы, повлиявшие на вышеуказанные показатели, в том
числе технологические сбои в системе БЭСП, нарушение правил и процедур
функционирования системы БЭСП и другие.
При неоднократных однотипных нарушениях, вызванных технологическими
аспектами, Департамент регулирования, управления и мониторинга платежной
системы Банка России направляет информацию структурным подразделениям
Банка России, в чьей компетенции находится регламентация данных вопросов,
в целях принятия соответствующих мер.
На основании собранной по данному направлению информации
Департаментом регулирования, управления и мониторинга платежной системы
Банка России подготавливаются предложения по сокращению затрат времени на
обработку электронного платежного сообщения и при необходимости
предложения по внесению изменений в нормативные и иные акты Банка России.
4.5. Обеспечение операционной надежности в системе БЭСП.
При наблюдении за обеспечением операционной надежности в системе БЭСП
Департаментом регулирования, управления и мониторинга платежной системы
Банка России и территориальными учреждениями Банка России анализируются:
количество и длительность задержек приема электронных сообщений в
систему БЭСП;
количество нештатных ситуаций в системе БЭСП и их длительность,
включая случаи продления операционного дня системы БЭСП;
распределение нагрузки на систему БЭСП, основанное на определении
показателей количества и объема платежей, проводимых в различные интервалы
операционного дня системы БЭСП, с учетом среднедневных и максимальных их
значений.
На основании собранных сведений Департамент регулирования, управления
и мониторинга платежной системы Банка России подготавливает прогнозы
возможных нагрузок на систему БЭСП в различные периоды в будущем, в том
числе пиковых нагрузок, а также направляет предложения о необходимости
принятия мер по предотвращению нештатных ситуаций соответствующему
структурному подразделению Банка России, в чьей компетенции находится
решение данного вопроса.
4.6. Эффективность и практичность системы БЭСП.
При наблюдении за эффективностью и практичностью системы БЭСП
Департаментом регулирования, управления и мониторинга платежной системы
Банка России, оценивается эффективность и практичность системы БЭСП для
прямых и ассоциированных участников расчетов и эффективность и
практичность системы БЭСП для Банка России:
Для прямых и ассоциированных участников расчетов анализируется
влияние установленных Банком России правил включения клиентов Банка России
в состав участников системы БЭСП и исключения прямых и ассоциированных
участников из состава участников системы БЭСП, порядка проведения платежей
и осуществления расчетов в системе БЭСП на частоту и длительность вводимых
Банком России ограничений для прямых участников расчетов в системе БЭСП, а
также влияние тарифов за расчетные услуги в системе БЭСП на структурный
состав прямых и ассоциированных участников расчетов и активность их
участия в системе БЭСП.
Для Банка России в целях выявления неэффективного использования
ресурсов анализируется:
влияние механизмов управления внутридневной очередью отложенных ЭПС с
точки зрения эффективности использования ликвидности;
количество нештатных ситуаций, произошедших по технологической
причине или вследствие слишком длительного времени обработки электронного
платежного сообщения (продления операционного дня системы БЭСП);
влияние тарифов за расчетные услуги в системе БЭСП с точки зрения
окупаемости затрат на функционирование системы БЭСП.
На основании собранной по данному направлению информации
Департаментом регулирования, управления и мониторинга платежной системы
Банка России подготавливаются предложения о внесении изменений в
соответствующие нормативные и иные акты Банка России, а также в случае
необходимости предложения по расширению или изменению функциональности
системы БЭСП.
4.7. Объективность и открытость критериев доступа для участия в
системе БЭСП.
При наблюдении за объективностью и открытостью критериев доступа для
участия в системе БЭСП Департаментом регулирования, управления и
мониторинга платежной системы Банка России и территориальными учреждениями
Банка России:
анализируется динамика количества особых, прямых и ассоциированных
участников расчетов;
анализируется динамика количества прямых участников расчетов,
исключенных из числа участников системы БЭСП;
определяются причины, повлиявшие на значительное сокращение числа
участников системы БЭСП;
выявляются ситуации, приведшие к исключению прямых участников
расчетов из числа участников системы БЭСП;
оценивается доступность информации об условиях участия в системе БЭСП
для всех клиентов Банка России - кредитных организаций (филиалов) и
клиентов, не являющихся кредитными организациями (филиалами).
На основании собранной по данному направлению информации
Департаментом регулирования, управления и мониторинга платежной системы
Банка России подготавливаются предложения о внесения изменений в
нормативные и иные акты Банка России, касающиеся участия в системе БЭСП, с
целью недопущения дискриминации при оказании услуг и стимулирования
расширения числа участников системы БЭСП.
4.8. Прозрачность управления системой БЭСП.
В рамках наблюдения за прозрачностью управления системой БЭСП
Департаментом регулирования, управления и мониторинга платежной системы
Банка России:
готовятся информационно-аналитические материалы для публикаций и
представления их структурным подразделениям Банка России, территориальным
учреждениям Банка России, внешним пользователям, а также размещения на
сайте Банка России в сети Интернет;
ежегодно в первом квартале текущего года составляется и
представляется руководству Банка России аналитическая информация за
предыдущий год, содержащая характеристику состояния системы БЭСП, оценку
эффективности управления системой БЭСП и предложения о перспективах ее
развития, а также характеристику системы БЭСП в сравнении с другими
платежными системами;
готовится ежегодный аналитический обзор.
5. По результатам проводимого наблюдения за системой БЭСП,
Департаментом регулирования, управления и мониторинга платежной системы
Банка России в аналитический обзор включаются характеристики
функционирования системы БЭСП и предложения о перспективах ее развития по
указанным направлениям.
С.М.Игнатьев
АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510