08 июня 2007 г. N 82-Т ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНК РОССИИ) Указание оперативного характера «О наблюдении за системой БЭСП» При осуществлении наблюдения за системой валовых расчетов в режиме реального времени Банка России, именуемой системой банковских электронных срочных платежей (далее - система БЭСП), необходимо руководствоваться следующим. 1. Наблюдение за системой БЭСП осуществляется Банком России (Департаментом регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России совместно с территориальными учреждениями Банка России, в соответствии с полномочиями, установленными, соответственно, в Положении о Департаменте и нормативном акте Банка России, регулирующем деятельность территориальных учреждений) и направлено на обеспечение ее эффективного и бесперебойного функционирования, в том числе на снижение рисков платежных систем. 2. Наблюдение за системой БЭСП необходимо осуществлять на основании сведений, получаемых из системы БЭСП, отчетности, представляемой территориальными учреждениями Банка России в соответствии с нормативными актами Банка России, регулирующими перечень, формы, правила и порядок составления и представления отчетности структурными подразделениями Банка России в Центральный банк Российской Федерации, информации территориальных учреждений Банка России и других структурных подразделений Банка России, получаемой по запросам, а также с использованием иной необходимой информации. 3. Департамент регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России в процессе наблюдения за системой БЭСП направляет сведения о функционировании системы БЭСП руководителям Банка России, курирующим данное направление, и структурным подразделениям Банка России, к компетенции которых относятся рассматриваемые вопросы. Территориальные учреждения Банка России направляют предложения, касающиеся функционирования системы БЭСП, Департаменту регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России. 4. Наблюдение за функционированием системы БЭСП необходимо осуществлять по следующим направлениям: достаточность нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование системы БЭСП; соблюдение правил и процедур функционирования системы БЭСП; действие механизмов управления рисками ликвидности в системе БЭСП; обеспечение быстрого окончательного расчета в системе БЭСП; обеспечение операционной надежности в системе БЭСП; эффективность и практичность системы БЭСП; объективность и открытость критериев доступа для участия в системе БЭСП; прозрачность управления системой БЭСП. 4.1. Достаточность нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование системы БЭСП. По данному направлению Департаментом регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России с использованием сведений, полученных от территориальных учреждений Банка России: выявляются конкретные области, в рамках которых в системе БЭСП может потенциально возникнуть правовая неопределенность, в том числе при возникновении конфликтных ситуаций между участниками системы БЭСП и Банком России; проверяется достаточность правового регулирования нормативными актами Банка России, относящимися к системе БЭСП; проверяется соответствие нормативных актов Банка России, относящихся к системе БЭСП, требованиям законодательства Российской Федерации в случаях внесения изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другие федеральные законы, принятия новых федеральных законов, в связи с вступлением в силу нормативных актов Банка России, относящихся к платежным системам. На основании собранной по данному направлению информации Департаментом регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России подготавливаются предложения о разработке нормативных и иных актов Банка России, обеспечивающих функционирование системы БЭСП, а также о внесении изменений в договоры, заключенные участниками системы БЭСП с Банком России, в которых определяются права и обязанности кредитных организаций (филиалов), клиентов Банка России, не являющихся кредитными организациями (филиалами), и Банка России, возникающие при осуществлении расчетов и проведении платежей через систему БЭСП. 4.2. Соблюдение правил и процедур функционирования системы БЭСП. По данному направлению Департаментом регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России осуществляется оценка функционирования системы БЭСП, при этом оценивается качество выполнения участниками системы БЭСП правил и процедур функционирования системы БЭСП, а также четкость представления о рисках, которые могут возникать в системе БЭСП. В этих целях: 4.2.1. проводится оценка: количества электронных платежных сообщений, не принятых в обработку; количества электронных платежных сообщений, время на обработку которых до регистрации окончательности платежа превысило время, установленное в системе БЭСП; количества электронных платежных сообщений, исключенных (аннулированных) из внутридневной очереди отложенных ЭПС после завершения операционного дня системы БЭСП; 4.2.2. анализируются случаи и причины нарушений участниками системы БЭСП правил и процедур функционирования системы БЭСП. На основании собранной по данному направлению информации Департаментом регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России подготавливаются предложения по изменению правил и процедур функционирования системы БЭСП, совершенствованию применяемых информационных технологий, а также при необходимости с участием территориальных учреждений Банка России проводятся мероприятия по разъяснению правил и процедур функционирования системы БЭСП участникам системы БЭСП. 4.3. Действие механизмов управления рисками ликвидности в системе БЭСП. При наблюдении за действием механизмов управления рисками ликвидности в системе БЭСП, направленных на предотвращение ситуаций, при которых участник системы БЭСП не может провести платежи в полном объеме и в срок, Департаментом регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России и территориальными учреждениями Банка России по прямым участникам расчетов: 4.3.1. проводится оценка: динамики количества электронных платежных сообщений, помещенных во внутридневную очередь отложенных электронных платежных сообщений в системе БЭСП (далее – внутридневная очередь отложенных ЭПС), а также объема соответствующих платежей; динамики количества исполненных электронных платежных сообщений из внутридневной очереди отложенных ЭПС за счет управления прямыми участниками расчетов своей ликвидностью в системе БЭСП, а также объема соответствующих платежей; динамики количества исполненных электронных платежных сообщений из внутридневной очереди отложенных ЭПС за счет применяемых Банком России механизмов управления указанной внутридневной очередью, а также объема соответствующих платежей; количества случаев уменьшения Банком России ликвидности системы БЭСП (в случаях, предусмотренных нормативными актами Банка России); количества случаев изменения прямыми участниками расчетов ликвидности для расчетов в системе БЭСП; количества и объема платежей, проведенных через систему БЭСП за счет внутридневных кредитов. 4.3.2. анализируются: случаи неоднократного (на протяжении трех и более операционных дней) аннулирования в системе БЭСП электронных платежных сообщений прямого участника расчетов; причины возникновения ситуаций, при которых участник системы БЭСП не может провести платежи в полном объеме и в срок. На основании собранной по данному направлению информации Департаментом регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России подготавливаются предложения по совершенствованию механизмов управления рисками ликвидности. 4.4. Обеспечение быстрого окончательного расчета в системе БЭСП. При наблюдении за обеспечением быстрого окончательного расчета в системе БЭСП Департаментом регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России: анализируется динамика количества электронных платежных сообщений, не исполненных в системе БЭСП и аннулированных в конце операционного дня, а также объема соответствующих платежей; анализируются фактические показатели производительности системы БЭСП с учетом их соответствия показателям, заявленным в функционально-технических требованиях к системе; выявляются факторы, повлиявшие на вышеуказанные показатели, в том числе технологические сбои в системе БЭСП, нарушение правил и процедур функционирования системы БЭСП и другие. При неоднократных однотипных нарушениях, вызванных технологическими аспектами, Департамент регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России направляет информацию структурным подразделениям Банка России, в чьей компетенции находится регламентация данных вопросов, в целях принятия соответствующих мер. На основании собранной по данному направлению информации Департаментом регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России подготавливаются предложения по сокращению затрат времени на обработку электронного платежного сообщения и при необходимости предложения по внесению изменений в нормативные и иные акты Банка России. 4.5. Обеспечение операционной надежности в системе БЭСП. При наблюдении за обеспечением операционной надежности в системе БЭСП Департаментом регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России и территориальными учреждениями Банка России анализируются: количество и длительность задержек приема электронных сообщений в систему БЭСП; количество нештатных ситуаций в системе БЭСП и их длительность, включая случаи продления операционного дня системы БЭСП; распределение нагрузки на систему БЭСП, основанное на определении показателей количества и объема платежей, проводимых в различные интервалы операционного дня системы БЭСП, с учетом среднедневных и максимальных их значений. На основании собранных сведений Департамент регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России подготавливает прогнозы возможных нагрузок на систему БЭСП в различные периоды в будущем, в том числе пиковых нагрузок, а также направляет предложения о необходимости принятия мер по предотвращению нештатных ситуаций соответствующему структурному подразделению Банка России, в чьей компетенции находится решение данного вопроса. 4.6. Эффективность и практичность системы БЭСП. При наблюдении за эффективностью и практичностью системы БЭСП Департаментом регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России, оценивается эффективность и практичность системы БЭСП для прямых и ассоциированных участников расчетов и эффективность и практичность системы БЭСП для Банка России: Для прямых и ассоциированных участников расчетов анализируется влияние установленных Банком России правил включения клиентов Банка России в состав участников системы БЭСП и исключения прямых и ассоциированных участников из состава участников системы БЭСП, порядка проведения платежей и осуществления расчетов в системе БЭСП на частоту и длительность вводимых Банком России ограничений для прямых участников расчетов в системе БЭСП, а также влияние тарифов за расчетные услуги в системе БЭСП на структурный состав прямых и ассоциированных участников расчетов и активность их участия в системе БЭСП. Для Банка России в целях выявления неэффективного использования ресурсов анализируется: влияние механизмов управления внутридневной очередью отложенных ЭПС с точки зрения эффективности использования ликвидности; количество нештатных ситуаций, произошедших по технологической причине или вследствие слишком длительного времени обработки электронного платежного сообщения (продления операционного дня системы БЭСП); влияние тарифов за расчетные услуги в системе БЭСП с точки зрения окупаемости затрат на функционирование системы БЭСП. На основании собранной по данному направлению информации Департаментом регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России подготавливаются предложения о внесении изменений в соответствующие нормативные и иные акты Банка России, а также в случае необходимости предложения по расширению или изменению функциональности системы БЭСП. 4.7. Объективность и открытость критериев доступа для участия в системе БЭСП. При наблюдении за объективностью и открытостью критериев доступа для участия в системе БЭСП Департаментом регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России и территориальными учреждениями Банка России: анализируется динамика количества особых, прямых и ассоциированных участников расчетов; анализируется динамика количества прямых участников расчетов, исключенных из числа участников системы БЭСП; определяются причины, повлиявшие на значительное сокращение числа участников системы БЭСП; выявляются ситуации, приведшие к исключению прямых участников расчетов из числа участников системы БЭСП; оценивается доступность информации об условиях участия в системе БЭСП для всех клиентов Банка России - кредитных организаций (филиалов) и клиентов, не являющихся кредитными организациями (филиалами). На основании собранной по данному направлению информации Департаментом регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России подготавливаются предложения о внесения изменений в нормативные и иные акты Банка России, касающиеся участия в системе БЭСП, с целью недопущения дискриминации при оказании услуг и стимулирования расширения числа участников системы БЭСП. 4.8. Прозрачность управления системой БЭСП. В рамках наблюдения за прозрачностью управления системой БЭСП Департаментом регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России: готовятся информационно-аналитические материалы для публикаций и представления их структурным подразделениям Банка России, территориальным учреждениям Банка России, внешним пользователям, а также размещения на сайте Банка России в сети Интернет; ежегодно в первом квартале текущего года составляется и представляется руководству Банка России аналитическая информация за предыдущий год, содержащая характеристику состояния системы БЭСП, оценку эффективности управления системой БЭСП и предложения о перспективах ее развития, а также характеристику системы БЭСП в сравнении с другими платежными системами; готовится ежегодный аналитический обзор. 5. По результатам проводимого наблюдения за системой БЭСП, Департаментом регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России в аналитический обзор включаются характеристики функционирования системы БЭСП и предложения о перспективах ее развития по указанным направлениям. С.М.Игнатьев
АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510