08 июня 2007 г.                                              N 82-Т

                     ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                               (БАНК РОССИИ)
 
                        Указание оперативного характера
                        «О наблюдении за системой БЭСП»


     При  осуществлении  наблюдения  за системой валовых расчетов в режиме
реального  времени Банка России, именуемой системой банковских электронных
срочных  платежей  (далее  -  система  БЭСП), необходимо руководствоваться
следующим.
     1.    Наблюдение   за  системой  БЭСП  осуществляется  Банком  России
(Департаментом  регулирования,  управления и мониторинга платежной системы
Банка  России  совместно  с  территориальными учреждениями Банка России, в
соответствии с полномочиями, установленными, соответственно, в Положении о
Департаменте  и  нормативном  акте Банка России, регулирующем деятельность
территориальных  учреждений) и направлено на обеспечение ее эффективного и
бесперебойного  функционирования, в том числе на снижение рисков платежных
систем.
     2.  Наблюдение  за системой БЭСП необходимо осуществлять на основании
сведений,    получаемых    из  системы  БЭСП,  отчетности,  представляемой
территориальными  учреждениями  Банка России в соответствии с нормативными
актами  Банка  России,  регулирующими  перечень,  формы, правила и порядок
составления  и представления отчетности структурными подразделениями Банка
России в Центральный банк Российской Федерации, информации территориальных
учреждений  Банка  России и других структурных подразделений Банка России,
получаемой   по  запросам,  а  также  с  использованием  иной  необходимой
информации.
     3.  Департамент  регулирования,  управления  и  мониторинга платежной
системы  Банка  России  в  процессе наблюдения за системой БЭСП направляет
сведения  о  функционировании  системы  БЭСП  руководителям  Банка России,
курирующим  данное направление, и структурным подразделениям Банка России,
к компетенции которых относятся рассматриваемые вопросы.
     Территориальные   учреждения  Банка  России  направляют  предложения,
касающиеся  функционирования  системы  БЭСП,  Департаменту  регулирования,
управления и мониторинга платежной системы Банка России.
     4.    Наблюдение    за   функционированием  системы  БЭСП  необходимо
осуществлять по следующим направлениям:
     достаточность        нормативно-правовой      базы,    обеспечивающей
функционирование системы БЭСП;
     соблюдение правил и процедур функционирования системы БЭСП;
     действие механизмов управления рисками ликвидности в системе БЭСП;
     обеспечение быстрого окончательного расчета в системе БЭСП;
     обеспечение операционной надежности в системе БЭСП;
     эффективность и практичность системы БЭСП;
     объективность  и  открытость  критериев доступа для участия в системе
БЭСП;
     прозрачность управления системой БЭСП.
     4.1.    Достаточность    нормативно-правовой    базы,  обеспечивающей
функционирование системы БЭСП.
     По  данному  направлению  Департаментом  регулирования,  управления и
мониторинга  платежной  системы  Банка  России  с использованием сведений,
полученных от территориальных учреждений Банка России:
     выявляются  конкретные области, в рамках которых в системе БЭСП может
потенциально   возникнуть  правовая  неопределенность,  в  том  числе  при
возникновении конфликтных ситуаций между участниками системы БЭСП и Банком
России;
     проверяется достаточность правового регулирования нормативными актами
Банка России, относящимися к системе БЭСП;
     проверяется  соответствие нормативных актов Банка России, относящихся
к  системе  БЭСП,  требованиям  законодательства  Российской  Федерации  в
случаях  внесения  изменений  в  Федеральный  закон  «О  Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)» и другие федеральные законы, принятия
новых  федеральных законов, в связи с вступлением в силу нормативных актов
Банка России, относящихся к платежным системам.
     На    основании    собранной    по   данному  направлению  информации
Департаментом  регулирования,  управления  и мониторинга платежной системы
Банка  России подготавливаются предложения о разработке нормативных и иных
актов  Банка России, обеспечивающих функционирование системы БЭСП, а также
о  внесении  изменений  в договоры, заключенные участниками системы БЭСП с
Банком  России,  в  которых  определяются  права  и  обязанности кредитных
организаций  (филиалов),  клиентов  Банка России, не являющихся кредитными
организациями  (филиалами),  и Банка России, возникающие при осуществлении
расчетов и проведении платежей через систему БЭСП.
     4.2. Соблюдение правил и процедур функционирования системы БЭСП.
     По  данному  направлению  Департаментом  регулирования,  управления и
мониторинга    платежной    системы  Банка  России  осуществляется  оценка
функционирования  системы  БЭСП,  при этом оценивается качество выполнения
участниками  системы БЭСП правил и процедур функционирования системы БЭСП,
а также четкость представления о рисках, которые могут возникать в системе
БЭСП.
     В этих целях:
     4.2.1. проводится оценка:
     количества электронных платежных сообщений, не принятых в обработку;
     количества   электронных  платежных  сообщений,  время  на  обработку
которых    до    регистрации   окончательности  платежа  превысило  время,
установленное в системе БЭСП;
     количества      электронных    платежных    сообщений,    исключенных
(аннулированных)  из внутридневной очереди отложенных ЭПС после завершения
операционного дня системы БЭСП;
     4.2.2.  анализируются  случаи и причины нарушений участниками системы
БЭСП правил и процедур функционирования системы БЭСП.
     На    основании    собранной    по   данному  направлению  информации
Департаментом  регулирования,  управления  и мониторинга платежной системы
Банка  России  подготавливаются предложения по изменению правил и процедур
функционирования      системы    БЭСП,    совершенствованию    применяемых
информационных    технологий,    а  также  при  необходимости  с  участием
территориальных    учреждений   Банка  России  проводятся  мероприятия  по
разъяснению  правил  и  процедур  функционирования системы БЭСП участникам
системы БЭСП.
     4.3.  Действие  механизмов  управления  рисками ликвидности в системе
БЭСП.
     При наблюдении за действием механизмов управления рисками ликвидности
в  системе  БЭСП,  направленных  на  предотвращение  ситуаций, при которых
участник  системы БЭСП не может провести платежи в полном объеме и в срок,
Департаментом  регулирования,  управления  и мониторинга платежной системы
Банка  России  и  территориальными  учреждениями  Банка  России  по прямым
участникам расчетов:
     4.3.1. проводится оценка:
     динамики  количества  электронных  платежных сообщений, помещенных во
внутридневную очередь отложенных электронных платежных сообщений в системе
БЭСП  (далее  –  внутридневная  очередь  отложенных  ЭПС),  а также объема
соответствующих платежей;
     динамики  количества  исполненных  электронных платежных сообщений из
внутридневной    очереди    отложенных  ЭПС  за  счет  управления  прямыми
участниками  расчетов  своей  ликвидностью  в системе БЭСП, а также объема
соответствующих платежей;
     динамики  количества  исполненных  электронных платежных сообщений из
внутридневной  очереди  отложенных  ЭПС  за счет применяемых Банком России
механизмов  управления  указанной  внутридневной  очередью, а также объема
соответствующих платежей;
     количества  случаев уменьшения Банком России ликвидности системы БЭСП
(в случаях, предусмотренных нормативными актами Банка России);
     количества случаев изменения прямыми участниками расчетов ликвидности
для расчетов в системе БЭСП;
     количества  и объема платежей, проведенных через систему БЭСП за счет
внутридневных кредитов.
     4.3.2. анализируются:
     случаи  неоднократного (на протяжении трех и более операционных дней)
аннулирования  в  системе  БЭСП  электронных  платежных  сообщений прямого
участника расчетов;
     причины  возникновения ситуаций, при которых участник системы БЭСП не
может провести платежи в полном объеме и в срок.
     На    основании    собранной    по   данному  направлению  информации
Департаментом  регулирования,  управления  и мониторинга платежной системы
Банка  России подготавливаются предложения по совершенствованию механизмов
управления рисками ликвидности.
     4.4. Обеспечение быстрого окончательного расчета в системе БЭСП.
     При  наблюдении  за  обеспечением  быстрого  окончательного расчета в
системе    БЭСП  Департаментом  регулирования,  управления  и  мониторинга
платежной системы Банка России:
     анализируется динамика количества электронных платежных сообщений, не
исполненных  в  системе БЭСП и аннулированных в конце операционного дня, а
также объема соответствующих платежей;
     анализируются  фактические показатели производительности системы БЭСП
с        учетом      их    соответствия    показателям,    заявленным    в
функционально-технических требованиях к системе;
     выявляются  факторы,  повлиявшие  на  вышеуказанные показатели, в том
числе  технологические  сбои  в  системе БЭСП, нарушение правил и процедур
функционирования системы БЭСП и другие.
     При  неоднократных  однотипных нарушениях, вызванных технологическими
аспектами,  Департамент  регулирования, управления и мониторинга платежной
системы  Банка  России  направляет  информацию  структурным подразделениям
Банка  России, в чьей компетенции находится регламентация данных вопросов,
в целях принятия соответствующих мер.
     На    основании    собранной    по   данному  направлению  информации
Департаментом  регулирования,  управления  и мониторинга платежной системы
Банка  России подготавливаются предложения по сокращению затрат времени на
обработку    электронного    платежного   сообщения  и  при  необходимости
предложения по внесению изменений в нормативные и иные акты Банка России.
     4.5. Обеспечение операционной надежности в системе БЭСП.
     При наблюдении за обеспечением операционной надежности в системе БЭСП
Департаментом  регулирования,  управления  и мониторинга платежной системы
Банка России и территориальными учреждениями Банка России анализируются:
     количество  и  длительность  задержек  приема электронных сообщений в
систему БЭСП;
     количество  нештатных  ситуаций  в  системе  БЭСП  и их длительность,
включая случаи продления операционного дня системы БЭСП;
     распределение  нагрузки  на  систему  БЭСП, основанное на определении
показателей количества и объема платежей, проводимых в различные интервалы
операционного  дня  системы БЭСП, с учетом среднедневных и максимальных их
значений.
     На основании собранных сведений Департамент регулирования, управления
и  мониторинга  платежной  системы  Банка  России  подготавливает прогнозы
возможных  нагрузок  на  систему БЭСП в различные периоды в будущем, в том
числе  пиковых  нагрузок,  а  также направляет предложения о необходимости
принятия    мер  по  предотвращению  нештатных  ситуаций  соответствующему
структурному  подразделению  Банка  России,  в  чьей компетенции находится
решение данного вопроса.
     4.6. Эффективность и практичность системы БЭСП.
     При   наблюдении  за  эффективностью  и  практичностью  системы  БЭСП
Департаментом  регулирования,  управления  и мониторинга платежной системы
Банка  России,  оценивается  эффективность и практичность системы БЭСП для
прямых    и    ассоциированных   участников  расчетов  и  эффективность  и
практичность системы БЭСП для Банка России:
     Для   прямых  и  ассоциированных  участников  расчетов  анализируется
влияние установленных Банком России правил включения клиентов Банка России
в  состав  участников  системы  БЭСП и исключения прямых и ассоциированных
участников из состава участников системы БЭСП, порядка проведения платежей
и осуществления расчетов в системе БЭСП на частоту и длительность вводимых
Банком России ограничений для прямых участников расчетов в системе БЭСП, а
также  влияние  тарифов  за расчетные услуги в системе БЭСП на структурный
состав  прямых  и  ассоциированных  участников  расчетов  и  активность их
участия в системе БЭСП.
     Для  Банка  России  в  целях  выявления  неэффективного использования
ресурсов анализируется:
     влияние механизмов управления внутридневной очередью отложенных ЭПС с
точки зрения эффективности использования ликвидности;
     количество    нештатных  ситуаций,  произошедших  по  технологической
причине  или вследствие слишком длительного времени обработки электронного
платежного сообщения (продления операционного дня системы БЭСП);
     влияние  тарифов  за  расчетные  услуги в системе БЭСП с точки зрения
окупаемости затрат на функционирование системы БЭСП.
     На    основании    собранной    по   данному  направлению  информации
Департаментом  регулирования,  управления  и мониторинга платежной системы
Банка    России   подготавливаются  предложения  о  внесении  изменений  в
соответствующие  нормативные  и  иные  акты Банка России, а также в случае
необходимости  предложения  по  расширению  или изменению функциональности
системы БЭСП.
     4.7.  Объективность  и  открытость  критериев  доступа  для участия в
системе БЭСП.
     При  наблюдении за объективностью и открытостью критериев доступа для
участия    в   системе  БЭСП  Департаментом  регулирования,  управления  и
мониторинга платежной системы Банка России и территориальными учреждениями
Банка России:
     анализируется  динамика  количества  особых, прямых и ассоциированных
участников расчетов;
     анализируется    динамика   количества  прямых  участников  расчетов,
исключенных из числа участников системы БЭСП;
     определяются  причины,  повлиявшие  на  значительное сокращение числа
участников системы БЭСП;
     выявляются    ситуации,  приведшие  к  исключению  прямых  участников
расчетов из числа участников системы БЭСП;
     оценивается доступность информации об условиях участия в системе БЭСП
для  всех  клиентов  Банка  России  -  кредитных  организаций (филиалов) и
клиентов, не являющихся кредитными организациями (филиалами).
     На    основании    собранной    по   данному  направлению  информации
Департаментом  регулирования,  управления  и мониторинга платежной системы
Банка    России   подготавливаются  предложения  о  внесения  изменений  в
нормативные и иные акты Банка России, касающиеся участия в системе БЭСП, с
целью  недопущения  дискриминации  при  оказании  услуг  и  стимулирования
расширения числа участников системы БЭСП.
     4.8. Прозрачность управления системой БЭСП.
     В   рамках  наблюдения  за  прозрачностью  управления  системой  БЭСП
Департаментом  регулирования,  управления  и мониторинга платежной системы
Банка России:
     готовятся  информационно-аналитические  материалы  для  публикаций  и
представления  их структурным подразделениям Банка России, территориальным
учреждениям  Банка  России,  внешним  пользователям, а также размещения на
сайте Банка России в сети Интернет;
     ежегодно    в    первом    квартале   текущего  года  составляется  и
представляется   руководству  Банка  России  аналитическая  информация  за
предыдущий  год,  содержащая характеристику состояния системы БЭСП, оценку
эффективности  управления  системой  БЭСП  и предложения о перспективах ее
развития,  а  также  характеристику  системы  БЭСП  в  сравнении с другими
платежными системами;
     готовится ежегодный аналитический обзор.
     5.    По    результатам  проводимого  наблюдения  за  системой  БЭСП,
Департаментом  регулирования,  управления  и мониторинга платежной системы
Банка    России    в    аналитический    обзор  включаются  характеристики
функционирования  системы БЭСП и предложения о перспективах ее развития по
указанным направлениям.

     С.М.Игнатьев

АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510