ОТМЕНЕНО Указанием ЦБ РФ от 05.12.2002 № 1216-У
 
                        ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ 
 
                               УКАЗАНИЕ 
                      от 30 марта 1998 г. N 196-У 
 
                   О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ 
          В "ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В КРЕДИТНЫХ 
         ОРГАНИЗАЦИЯХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ 
                  ФЕДЕРАЦИИ" ОТ 18 ИЮНЯ 1997 Г. N 61 
 
       1. В   связи  с  внедрением  электронного  документооборота  и 
   ведения   электронных   архивов    внести   в   Правила    ведения 
   бухгалтерского  учета  в кредитных организациях,  расположенных на 
   территории  Российской  Федерации, от  18  июня  1997  г.  N   61, 
   утвержденные Приказом Банка России от 18.06.97 N 02-263,  с учетом 
   изменений и  дополнений,  внесенных  Указаниями  Банка  России  от 
   11.12.97  N  62-У  и  от  30.12.97 N 119-У,  следующие изменения и 
   дополнения. 
       В часть III  "Организация  работы  по  ведению  бухгалтерского 
   учета" внести следующие изменения и дополнения: 
       1)  Второй  абзац  изложить  в следующей  редакции:  "Регистры 
   бухгалтерского  учета ведутся в специальных книгах (журналах),  на 
   отдельных  листах  и карточках,  в  виде  электронных  баз  данных 
   (файлов,   каталогов),   сформированных  с использованием  средств 
   вычислительной техники". 
       2) После четвертого абзаца ввести абзац следующего содержания: 
       "В дальнейшем под  подписью  понимается  как  собственноручная 
   подпись, так  ее  аналоги,  применяемые в соответствии со ст.  160 
   Гражданского Кодекса Российской Федерации". 
       3) Пункт 1.5.6 изложить в следующей редакции: "Прием расчетных 
   документов  на  бумажных носителях,  подписанных собственноручными 
   подписями уполномоченных лиц и заверенных оттиском печати клиента, 
   осуществляется   бухгалтерским   работником,   которым   на   всех 
   экземплярах документа проставляется расписка  (штамп),  содержащая 
   текст   "Принято   "__" __________ 199_ г.".  Последний  экземпляр 
   документа возвращается клиенту". 
       4) Пункт  1.5.11  изложить  в  следующей редакции:  "Поручения 
   клиентов на перечисление средств с их счетов могут  представляться 
   в  кредитные  организации  в виде платежных документов на бумажных 
   носителях,  подписанных собственноручными подписями уполномоченных 
   лиц   и  заверенных  оттиском  печати  клиента,  а  также  в  виде 
   электронных платежных документов,  передаваемых по  каналам  связи 
   или иным образом (на магнитных,  оптических носителях).  Кредитная 
   организация в договоре  банковского   счета   в   соответствии   с 
   Положением  Банка  России "О порядке приема к исполнению поручений 
   владельцев счетов, подписанных аналогами собственноручной подписи, 
   при  проведении  безналичных  расчетов  кредитными  организациями" 
   определяет  порядок  приема электронных  документов  клиентов,  их 
   защиты,  оформления  и подтверждения.  Порядок отражения в учете и 
   помещения подтверждающих документов в документы дня определяется в 
   правилах документооборота кредитной организации". 
       5) Четвертый абзац пункта 1.7.2 изложить в следующей редакции: 
   "Каждый   документ,   предъявляемый  в  кредитную  организацию  на 
   бумажном носителе, и каждый  отдельный  лист  сводного  документа, 
   оформленного на бумажном носителе,  например,  сводного платежного 
   поручения,  должен иметь подписи  уполномоченных  должностных  лиц 
   клиента и оттиск его печати и соответствовать заявленным образцам. 
   Подписи на всех  документах  должны  быть  сделаны  чернилами  или 
   пастой   шариковой  ручки.  Объявления  о  взносе  наличных  денег
   подписываются  вносителями.  В  сводном  документе   незаполненные 
   отрезные части должны быть прочеркнуты". 
       6) Пункт 1.7.3 изложить в следующей  редакции:  "При  передаче 
   распоряжений   владельцев  счетов  в  виде  электронных  платежных 
   документов должно быть обеспечено  использование  в  них  аналогов 
   собственноручной   подписи,   кодов,  паролей  или  иных  средств, 
   подтверждающих,  что распоряжение составлено уполномоченным на это 
   лицом". 
       7)  Пункт  1.7.5  изложить  в следующей редакции:  "При приеме 
   распоряжений   владельцев   счетов  в виде  электронных  платежных 
   документов,  а  также  при  осуществлении  межбанковских  расчетов 
   внесение   каких-либо   исправлений   в поступившие  документы  не 
   допускается". 
       8) Первый  абзац  пункта  1.7.6 изложить в следующей редакции: 
   "При приеме денежно - расчетных документов на  бумажных  носителях 
   ответственный исполнитель (бухгалтер, контролер) обязан проверить, 
   соответствует ли документ установленной форме бланка, заполнены ли 
   все   предусмотренные  бланком  реквизиты,  правильность  указания 
   банковских  реквизитов,  соответствуют   ли   печать   и   подписи 
   распорядителя счетом заявленным кредитной организации образцам". 
       9)  Пункт  1.9.7  изложить  в следующей редакции:  "Совершение 
   операций  в кредитной  организации  может происходить на основании 
   электронного  платежного  документа,  а  в случаях,  установленных 
   действующим  законодательством и договором,  - его бумажной копии, 
   заверенной  уполномоченным  лицом.  Электронный платежный документ 
   должен   содержать  дату,   контировку  и аналог  собственноручной 
   подписи,  позволяющий  однозначно  идентифицировать ответственного 
   исполнителя (бухгалтера, контролера). 
       Подписями работников кредитной организации  или  их  аналогами 
   заверяются  экземпляры  документов  (в  том  числе - электронных), 
   которые предназначены для хранения в  качестве  оправдательных  по 
   совершенным операциям,  а также экземпляры документов,  подлежащие 
   приложению к  выпискам  из  счетов  клиентов  и  к  документам  по 
   межбанковским расчетам". 
       10) В пункт 2.1 внести следующие изменения и дополнения: 
       - второй абзац изложить в следующей редакции:  "Номер лицевого 
   счета должен однозначно определять его принадлежность  конкретному 
   клиенту и целевому назначению.  По истечении отчетного года (после 
   31 декабря) разрешается новым счетам клиентов  присваивать  номера 
   лицевых счетов,  закрытых в отчетном году. В лицевых счетах должны 
   показываться:  дата предыдущей операции по счету, входящий остаток 
   на начало дня,  обороты по дебету и кредиту, отраженные по каждому 
   документу (сводному документу),  остаток  после  отражения  каждой 
   операции  (по  усмотрению  кредитной  организации) и на конец дня. 
   Лицевые счета ведутся на отдельных листах  (карточках),  в  книгах 
   либо   в   виде   электронных   баз  данных  (файлов,  каталогов), 
   сформированных с использованием средств вычислительной техники.  В 
   реквизитах  лицевых  счетов  должны  отражаться:  дата  совершения 
   операции,  номер документа, вид (шифр) операции (шифр проведенного 
   документа  указан  в  приложении N 1 к настоящим Правилам),  номер 
   корреспондирующего счета,  суммы - отдельно по дебету  и  кредиту, 
   остаток."; 
       - семнадцатый абзац изложить в следующей  редакции:  "В  книге 
   для   каждого   номера   и   наименования  счета  второго  порядка 
   открываются   отдельные   страницы,   которые   пронумеровываются, 
   прошнуровываются   и   опечатываются.   Книга заверяется  подписью 
   главного бухгалтера или его  заместителя  и  хранится  у  главного 
   бухгалтера в несгораемом шкафу (сейфе)."; 
       - в двадцать  первом  абзаце  первое  предложение  изложить  в 
   следующей редакции: "Учетной политикой кредитной организации может 
   быть предусмотрено ведение  книги  регистрации  лицевых  счетов  в 
   электронном   виде  и  подписание  ее  аналогами  собственноручной 
   подписи главного бухгалтера или его заместителя,  при этом  должны 
   быть  обеспечены  меры  защиты  информации от несанкционированного 
   доступа."; 
       - двадцать   седьмой  абзац  изложить  в  следующей  редакции: 
   "Лицевые  счета,  выписки  из  которых   клиентам   не   выдаются, 
   печатаются  в  одном экземпляре.  Лицевые счета,  ведущиеся в виде 
   электронных баз данных,  распечатываются для выдачи клиенту в виде 
   выписки, если иное не предусмотрено договором с клиентом."; 
       - двадцать  восьмой  абзац  изложить  в  следующей   редакции: 
   "Выписки из лицевых счетов, распечатанные с использованием средств 
   вычислительной техники,  выдаются клиентам без штампов и  подписей 
   работников кредитной организации. Если по каким-либо причинам счет 
   велся вручную или на машине,  кроме ЭВМ,  то выписки этих  счетов, 
   выдаваемые    клиентам,    оформляются   подписью   бухгалтерского 
   работника, ведущего счет, и штампом кредитной организации. В таком 
   порядке оформляется каждый лист выписки."; 
       - двадцать   девятый,  тридцатый,   тридцать   первый   абзацы 
   изложить  в  следующей  редакции:  "Выписки  на бумажных носителях 
   выдаются  в  порядке  и  сроки,  указанные  в  карточках  образцов 
   подписей  и  оттиска печати.  На лицевом счете (первом экземпляре) 
   бухгалтерским  работником  ставится  штамп  "Выписка   выдана   за 
   "__" ________________ 199_ г. в порядке ________________ 
       Подпись работника кредитной организации ____________ 
       Дата "__" ______________ 199_ г."; 
       - тридцать четвертый абзац изложить в следующей редакции:  "На 
   документах,  прилагаемых к выпискам,  должен проставляться штамп и 
   календарный  штемпель  даты  провода  документа по лицевому счету. 
   Штамп  проставляется  только на основном приложении к выписке.  На 
   тех  дополнительных документах,  которые поясняют и расшифровывают 
   содержание   и  общую  сумму  операций,   обозначенных  в основном 
   приложении,  штамп  не  ставится.  В  случае,  если  прилагаемые к 
   выпискам  документы,  на  основании  которых  совершены  записи по 
   счету,  предъявляются  клиенту  в электронном  виде,  то указанные 
   документы: 
       - подписываются     аналогами     собственноручной     подписи 
   уполномоченного лица; 
       - содержат дату провода документа по лицевому счету". 
       11)   В  пункте  3.2  исключить  текст  десятого  абзаца:   "В 
   дальнейшем  под  подписью понимается как собственноручная подпись, 
   так ее аналоги, применяемые в соответствии со ст. 160 Гражданского 
   кодекса Российской Федерации". 
       12) После  пункта  4.8  ввести  пункт  следующего  содержания: 
   "4.9. Кредитная   организация   вправе    организовать    хранение 
   бухгалтерских  документов  в  виде электронных баз данных (файлов, 
   каталогов), сформированных с использованием средств вычислительной 
   техники. При этом должна обеспечиваться возможность распечатывания 
   бумажных копий бухгалтерских документов по  формам,  установленным 
   нормативными   актами   Банка   России.   Структура   баз   данных 
   бухгалтерских документов должна позволять группировать документы в 
   соответствии    с    требованиями,   установленными   п. п. 4.2  - 
   4.8 настоящего раздела". 
       2. Настоящее   Указание   вводится   в   действие   с  момента 
   опубликования в "Вестнике Банка России". 
       3. Территориальным учреждениям Банка России довести  настоящее 
   Указание до кредитных организаций. 
 
                                      Председатель Центрального банка 
                                                 Российской Федерации 
                                                          С.К.ДУБИНИН 
 
 

------------------


АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510