Потребительское кредитование (Письмо)

Документ

Название документа

Комментарий к содержанию

Комментарий к документу

Письмо Банка России от 05.05.2008 № 52-Т О "Памятке заемщика по потребительскому кредиту" Для повышения финансовой грамотности населения Банк России разработал Памятку, которая поможет заемщикам (потенциальным заемщикам) при принятии решения о получении потребительского кредита. Заемщик обязан вернуть в установленные сроки сумму, полученную от банка, и уплатить проценты за пользование ею. Часто кредитный договор предполагает также осуществление иных платежей, связанных с кредитом, в пользу банка (комиссии за рассмотрение документов, открытие и ведение банковского счета, переводы денежных средств и т.п.), а также в пользу третьих лиц (платежи, связанные с договорами страхования, залога, перевода средств через отделения связи или иные банки и т.п.). Если какие-либо предусмотренные кредитным договором платежи не производятся или производятся несвоевременно и (или) не в полном объеме, банк может потребовать уплаты неустойки. Следует получить от сотрудников банка всю информацию об условиях кредитования, в том числе обо всех платежах, связанных с кредитом. Необходимо обратить внимание на содержащиеся в условиях кредитования ссылки на тарифы осуществления банком услуг, изучить информацию об этих тарифах. В случае, когда условия кредитования не понятны, нужно обратиться за разъяснениями к сотрудникам банка, задать дополнительные вопросы. Если необходимые разъяснения не были получены, лучше сообщить об этом факте в территориальное учреждение ЦБ РФ и отложить получении кредита. Кредитный договор нужно внимательно изучить перед подписанием. Важно помнить, что заявление на получение кредита, оставленное в банке, может быть предложением (офертой) заключить кредитный договор на условиях, указанных в заявлении. Принятие (акцепт) банком этого заявления будет означать заключение кредитного договора без дополнительного уведомления заемщика об этом факте. Подписывать договор (иные документы банка) стоит, только если все условия договора понятны и имеется представление о том, какие платежи и когда необходимо будет произвести. Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" (ВБР, 14.05.2008, № 21).
Письмо Банка России от 29.12.2007 № 228-Т По вопросу осуществления потребительского кредитования С 12 декабря 2007 г. вступили в силу изменения, которыми было установлено, что при предоставлении потребительского кредита до гражданина должны быть своевременно доведены информация о размере кредита и полной сумме, подлежащей выплате потребителем, а также график погашения этой суммы. В связи с этим разъясняется, что указанное требование распространяется только на отношения кредитных организаций с гражданами при предоставлении последним денежных средств по кредитным договорам, в том числе в случаях кредитования счета. Кредитным организациям рекомендовано адаптировать к указанной норме Закона политику взимания процентов за пользование кредитом и иных платежей, связанных с выдачей кредита, в частности, комиссионного вознаграждения. Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" (ВБР, 16.01.2008, № 1).
Письмо Банка России (Методические рекомендации) от 25.07.2006 № 102-Т Методические рекомендации по проверке ссуд, ссудной и приравненной к ней задолженности Методические рекомендации разъясняют процедуру проведения проверки ссуд, ссудной и приравненной к ней задолженности уполномоченными представителями Банка России. Целью проверки кредитной организации (ее филиала) является оценка соблюдения кредитной организацией требований, установленных законодательством РФ и нормативными актами Банка России, определяющими порядок:
- совершения кредитной организацией операций по предоставлению (размещению) денежных средств и их возврату, начисления процентов, отражения указанных операций на счетах бухгалтерского учета;
- формирования резерва на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности;
- качества ссуд, ссудной и приравненной к ней задолженности;
- достоверности учета (отчетности) кредитной организации при осуществлении операций по кредитованию, формированию и регулированию резерва;
- существенности выявленных нарушений и недостатков в деятельности кредитной организации, в т.ч. оценка их влияния на финансовое состояние (финансовую устойчивость) кредитной организации и перспективы ее деятельности.
 
Совместное Письмо от 26.05.2005 ФАС № ИА/7235, Банка России № 77-Т О Рекомендациях по стандартам раскрытия информации при предоставлении потребительских кредитов Федеральная антимонопольная служба и Банк России издали совместные рекомендации кредитным организациям по стандартам раскрытия информации при предоставлении потребительских кредитов.
Практика предоставления потребительских кредитов показывает необходимость выработки рекомендаций по стандартам раскрытия информации, направленных на обеспечение равных условий конкуренции между кредитными организациями и защиту интересов потребителей. Это связано с недостаточным информированием потребителей обо всех условиях предоставления потребительских кредитов. Полная стоимость потребительского кредита с учетом всех дополнительных комиссий и платежей во многих случаях существенно превышает заявленную процентную ставку по кредиту. Потенциальный заемщик ориентируется прежде всего на уровень заявленной процентной ставки. Основной принцип стандартов раскрытия информации при предоставлении потребительских кредитов заключается в предоставлении потенциальным заемщикам до заключения кредитного договора достоверной и полной информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита в стандартизированной форме, позволяющей потребителю сравнить (сопоставить) условия потребительских кредитов разных банков и сделать осознанный выбор. Возможность осознанного выбора является одним из условий справедливой конкуренции между банками на рынке потребительского кредитования.
Использование рекомендаций в работе кредитных организаций будет способствовать защите конкуренции на рынке банковских услуг, повышению прозрачности деятельности кредитных организаций, формированию более полного представления об услугах кредитных организаций и повышению доверия к ним со стороны населения.
 

АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510